«Шах и мат»: чем удивил новый российский истребитель

«Шах и мат»: чем удивил новый российский истребитель
Фото: Александр Уткин

Главной авиационной сенсацией года стала презентация нового отечественного истребителя Checkmate. Сегодня состоялся зарубежный дебют самолета – Checkmate стал самой яркой премьерой российской экспозиции на Dubai Airshow 2021.

Это первый однодвигательный авиационный комплекс пятого поколения разработки компании «Сухой». Пока все характеристики машины не раскрываются, однако уже сейчас ясно, что самолет может решать широкий спектр задач и способен изменить исход самой сложной «партии». Символично и само название Checkmate – «Шах и мат».

Главная авиационная премьера года

Появление новой боевой машины стало большим сюрпризом для авиационного сообщества – не только мирового, но и российского. Презентация была анонсирована 13 июля, а уже 20 июля на МАКСе во всей красе предстал Checkmate. Причем публике был показан не макет, а прототип, предназначенный для дальнейших испытаний. Представленная машина имела бортовой номер «75», что перекликается с флагманским самолетом 5-го поколения Су-57 и символизирует преемственность технологий и технических решений.

Многие характеристики самолета пока не раскрываются. На презентации, тем не менее, были озвучены некоторые подробности. Уже сейчас можно утверждать, что Checkmate ярко выделяется среди однодвигательных «собратьев» по своим характеристикам. Главный конструктор боевой машины Михаил Стрелец заявил, что у Checkmate самая большая для «легких» однодвигательных самолетов дальность полета и длительность барражирования при поиске цели и ожидании целеуказания, а также самая высокая грузоподъемность. Среди характеристик, озвученных на презентации: скорость – до 1,8 М, максимальная дальность полета без подвесных топливных баков – не менее 2800 км.

UTI_4360_1.jpg
Фото: Александр Уткин

Самолет спроектирован по принципу открытой архитектуры, поэтому при желании заказчика на борт можно установить другое оборудование российского или иностранного производства. Современное информационно-управляющее поле кабины пятого поколения – отдельная гордость разработчиков. Она оборудована широкоформатным сенсорным экраном, который транслирует состояние всех систем, а также предоставляет информацию о маршруте, целях и угрозах. Можно сказать, что «вторым пилотом» Checkmate стал искусственный интеллект. Как рассказал Михаил Стрелец, «в кабину заложена интеллектуальная поддержка экипажа, которая формирует подсказки летчику для наиболее эффективных действий в воздушном бою, в том числе в сложных ситуациях».

Также самолет получил бортовой радар с АФАР (активной фазированной антенной решеткой). Checkmate может одновременно атаковать до шести воздушных целей и отслеживать до 30.

Checkmate обладает самым вместительным среди самолетов своего класса внутренним отсеком вооружения. Это позволяет применять широкий спектр авиационных средств поражения в малозаметной конфигурации. Помимо классических ракет и бомб, в отсеках возможна установка дополнительных топливных баков, а также других грузов различного назначения. Общий вес боевой нагрузки самолета – до 7400 кг.

Цифровая инженерия и поддержка «Матрешки»

Планируется, что первый полет Checkmate состоится уже в 2023 году. Сроки для проектирования и испытания нового истребителя амбициозные. Существенно ускорить разработку удалось во многом благодаря широкому применению суперкомпьютерных технологий. Checkmate фактически является первым российским самолетом, который был полностью просчитан цифровыми методами. Уровень развития технологий на сегодняшний день позволяет с высокой точностью моделировать весь жизненный цикл авиационного комплекса – проектирование, испытания, производство и эксплуатацию.

UTI_3947_1.jpg
Фото: Александр Уткин

Для обеспечения высокого уровня исправности самолетов парка «Сухой» разработал новую автоматизированную систему логистической поддержки Matreshka. Она позволит отслеживать техническое состояние машины в режиме реального времени. Это даст возможность точно планировать профилактические и ремонтные работы, значительно сокращать стоимость обслуживания и сохранять высокую боевую готовность самолета даже при полетах с большой интенсивностью.

По словам Михаила Стрельца, боевая машина сконструирована таким образом, чтобы максимально упростить доступ персонала к системам без специального аэродромного оборудования. Кроме того, предполетный контроль самолета больше не требует присутствия человека.

Большие перспективы с прицелом на экспорт

Сегодня на вооружении мировых ВВС находятся более 10,5 тыс. истребителей, из которых порядка 3,5 тыс. – однодвигательные. Спрос на такие машины остается высоким по всему миру. Таким образом, программа разработки легкого истребителя пятого поколения в России позволит предложить заказчикам альтернативу американскому F-35 и новому китайскому J-31.