Сергей Чемезов: Нам удалось переломить нисходящий тренд в российской промышленности

Сергей Чемезов: Нам удалось переломить нисходящий тренд в российской промышленности

 

На официальном сайте «Единой России» стартует серия интервью с членами Высшего совета партии. В этом году Госкорпорации Ростех исполняется десять лет. За это время компания прошла настоящую «проверку на прочность». О том, как развивалась Корпорация, каких результатов удалось достичь, рассказывает ее генеральный директор, член Бюро Высшего совета партии Сергей Чемезов.

– Сергей Викторович, каким был Ростех на момент своего образования и сколько предприятий входит в состав Корпорации в настоящий момент?

– В 2007 году Корпорация получила в качестве имущественного взноса 443 организации. При этом их акции были переданы Ростеху только в 2009 году, и именно с этого момента мы фактически стали ими управлять. Почти сразу вскрылось множество проблем. Из основных – изношенность оборудования, разрушение производственных цепочек, избыточные производственные мощности и их недостаточная загрузка. Более 30% предприятий находились в предкризисном и кризисном состоянии, 6% – в стадии банкротства, 4% – не вели деятельность и еще 6% – утратили свое имущество. 

Общий убыток наших предприятий оценивался в 61 миллиард рублей.

Главный итог работы Корпорации за истекший период, на мой взгляд, заключается в том, что нам удалось переломить нисходящий тренд в российской промышленности. Конечно, трудности и проблемы все еще есть. Но разрозненные когда-то предприятия сейчас представляют собой управляемую систему с четко определенными целями и стратегиями развития.

Сегодня Ростех – это более 700 предприятий, почти полмиллиона сотрудников и 1,5 трлн рублей выручки. Средняя заработная плата за прошедшие десять лет выросла в три раза – с 17 до 45 тыс. рублей. Стоимость активов компании достигла 3 трлн рублей. По прогнозным данным налоговые отчисления в 2017 году составят более 104 млрд рублей.

– Сегодня у многих Госкорпорация Ростех ассоциируется, прежде всего, с разработкой и производством современного вооружения и техники. Какое место в Корпорации отводится выпуску гражданской продукции?

– Безусловно, одним из ключевых направлений деятельности Корпорации по-прежнему остается обеспечение обороноспособности нашей страны. Тем не менее мы активно осваиваем и гражданский сегмент.

Одним из ключевых направлений деятельности Корпорации по-прежнему остается обеспечение обороноспособности нашей страны

Сергей Чемезов, генеральный директор Ростеха

Производство гражданской продукции с момента основания Корпорации выросло почти в четыре раза. В этом году выручка от ее продажи составит порядка 470 млрд рублей. В сравнении с прошлым годом она увеличится почти на треть.

В гражданской сфере мы активно развиваем направление медицинской техники. Например, инновационные разработки нашей холдинговой компании «Швабе» широко применяются в неонатологии, реанимации, онкологии, кардиологии, офтальмологии, ортопедии, диагностике и лабораторных исследованиях. Они востребованы как у нас, так и за рубежом.

Активно развивается программа гражданского вертолетостроения, в том числе санитарной авиации. В этом году мы представили первый легкий самолет Т-500 собственного производства, предназначенный для российского агропромышленного комплекса.

Другими направлениями развития Корпорации в гражданской сфере являются разработка новых материалов, биотехнологии и, конечно, фармацевтика. В ближайшие годы наш холдинг «Нацимбио» планирует занять лидирующие позиции в сфере производства иммунобиологических препаратов. Уже сегодня по госконтрактам с Минздравом России компания поставляет вакцины, которые входят в Национальный календарь профилактических прививок. В 2019 году мы планируем запустить производство на предприятии «Киров Плазма», которое будет перерабатывать ежегодно до 600 тонн плазмы крови. Речь идет о препаратах альбумин, иммуноглобулин и факторы свертывания 8 и 9, жизненно необходимые для больных гемофилией. В результате мы практически полностью закроем потребности здравоохранения в этих препаратах. Сейчас в данном сегменте зависимость от импорта составляет свыше 90 процентов.

– Сколько предприятий Корпорации участвуют в исполнении гособоронзаказа?

– В настоящее время на долю предприятий Ростеха приходится примерно четверть от общего объема гособоронзаказа. В его исполнении участвуют порядка 300 организаций Корпорации.

Мы поставляем в Вооруженные силы России вертолеты Ка-52, Ми-28Н, Ми-8 в различных модификациях, оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М», зенитно-пушечные комплексы «Панцирь-С», танки Т-72 и Т-90, бронеавтомобили «Тайфун-К» и другую продукцию.

Кроме того, наши организации выполняют более 140 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Среди наших наиболее значимых разработок последних лет можно выделить бронетехнику семейства «Армата», перспективные вертолеты различного назначения, переносные зенитно-ракетные комплексы, средства радиоэлектронной борьбы.

– Российская техника и оружие востребованы за рубежом?

– Да, конечно. Приведу такие цифры. За прошедшее десятилетие общий объем поставок по линии «Рособоронэкспорта» (входит в состав Ростеха) вырос более чем в два раза – с 6 до почти 13 млрд долларов США. При этом по состоянию на сентябрь 2017 года общий объем портфеля заказов – это порядка 44 млрд долларов.

Наша продукция по линии ВТС поставляется в 70 стран мира. Традиционно нашими стратегическими партнерами являются Индия и Китай. В Индию мы также передаем технологии. В частности, на ее территории сегодня производятся самолеты Су-30МКИ, танки Т-90, недавно подписан контракт по созданию совместного предприятия и производства в Индии современных вертолетов Ка-226.

Львиная доля поставок приходится на рынок Ближнего Востока и Северной Африки, также осуществляется сотрудничество со странами Латинской Америки.

– Ростех экспортирует только военную продукцию?

– Это не совсем так. Мы активно работаем с зарубежными партнерами и в гражданской сфере. В частности, наша корпорация ВСМПО-АВИСМА поставляет титан для Boeing, Airbus, Rolls-Royce, полностью закрывает потребности бразильской авиастроительной компании Embraer в титановой продукции. Мы также поставляем для латиноамериканского рынка гражданскую авиацию, грузовую автомобильную технику и энергетическое оборудование.

Благодаря сотрудничеству с иностранными партнерами Ростех не только получает прибыль от продажи продукции за рубеж, но и привлекает в Россию инвестиции, а также решает вопрос трансфера передовых технологий.

– Сергей Викторович, расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– Если говорить, например, о таком известном предприятии, как АВТОВАЗ, то в 2012 году мы привлекли в его капитал Альянс Renault-Nissan. Технологии и опыт французско-японского альянса позволили значительно повысить конкурентоспособность отечественного автопрома.

Сегодня АВТОВАЗ развивается и модернизируется, ведет постоянную работу над повышением качества своей продукции, активно обновляет модельный ряд. Недавно начато серийное производство двух новых моделей семейства LADA Vesta – LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross. По итогам восьми месяцев текущего года модели Granta и Vesta заняли второе и третье место по объему продаж.

Есть и другие успешные примеры нашего партнерства с иностранными компаниями. Например, сотрудничество российского автогиганта КАМАЗ с немецким концерном Daimler. Технологическое партнерство позволило серьезно повысить качество производимых автомобилей, сегодня это рыночные конкурентоспособные изделия мирового уровня. Кроме того, Ростех подписал соглашение с РФПИ о продаже 12% акций «Вертолетов России» ближневосточным инвесторам.

– Все, что создает Ростех, делают своими руками конкретные люди. Как вы отметили ранее, это почти 500 тысяч человек. Какие социальные программы существуют для сотрудников, как вы их поддерживаете?

– Мы стараемся оказывать всестороннюю поддержку своим сотрудникам и их семьям. В этом году на финансирование социальных программ Ростехом будет потрачено примерно 7,5 млрд рублей. Запущена также жилищная программа, которая делает ипотеку более доступной.

– Каким вы видите Ростех через несколько лет? Какие ставите задачи?

– Сегодня нашу продукцию знают во всем мире. Могу с гордостью сказать, что она востребована и конкурентоспособна. При этом, конечно, мы ни в коем случае не намерены останавливаться на достигнутом. Мы намерены повышать конкурентные преимущества своей продукции, развивать перспективные технологии, военно-техническое сотрудничество и рынки присутствия Корпорации, способствовать реализации программ импортозамещения.

В обновленной стратегии Ростеха до 2025 года миссией Корпорации является повышение качества жизни людей через создание «умных продуктов»

Сергей Чемезов, генеральный директор Ростеха

В обновленной стратегии Ростеха до 2025 года миссией Корпорации является повышение качества жизни людей через создание «умных продуктов». Ростех уже достиг высоких позиций на традиционных рынках, таких как авиация и вооружение. Но для дальнейшего роста и выхода на уровень глобальных мировых конкурентов нам необходимо развиваться на новых быстрорастущих рынках, переходя от «железа к интеллекту». Такими рынками являются электроника и ИТ. Реализация комплексных проектов по цифровизации российской экономики станет одним из ключевых этапов роста и развития Корпорации. В частности, речь идет о создании таких глобальных инфраструктурных проектов, как «Умный город», «Умное здравоохранение», «Промышленный интернет вещей».

Важно, что мы сумели собрать под созвездием своих предприятий настоящих профессионалов. Поэтому я убежден, что с тем технологическим и интеллектуальным потенциалом, который есть у предприятий Корпорации, а также благодаря высококлассным специалистам, мы сможем сделать еще многое для дальнейшего роста Ростеха, для укрепления российской промышленности в целом.

– Сергей Викторович, как вы оцениваете партпроект «Локомотивы роста» и чем он полезен Ростеху?

– Безусловно, проект важный и нужный. Он нацелен на поддержку нашей промышленности. Если говорить конкретно о Ростехе, то Корпорация также создана в помощь развитию промышленности. Мы обеспечиваем технологический задел, работаем над созданием современных продуктов, производим востребованную продукцию военного и гражданского назначения для отечественного и зарубежного рынков. Я бы сказал, что сама по себе Корпорация уже является локомотивом роста для многих отраслей.

Конечно, мы плотно и эффективно выстраиваем взаимодействие с федеральными и региональными органами власти. Государственная поддержка крайне важна для нас, в том числе в вопросах финансирования инновационных проектов в гражданской сфере. Мы также активно налаживаем связи с бизнесом, что необходимо для повышения нашей конкурентоспособности и создания продукции с высокой добавленной стоимостью.

– В марте этого года вы возглавили общественный совет партийного проекта «Единой России» «Экология России». Что это за проект? Будет ли он продолжен в будущем, после окончания Года экологии?

– Одна из главных задач проекта – комплексный подход в работе по улучшению качества окружающей среды. Ведь забота об экологии заключается не только в борьбе с вредными выбросами в атмосферу промышленными предприятиями или раздельном сборе мусора. Экологическое просвещение – это, прежде всего, работа с подрастающим поколением.

Так, в рамках проекта была задумана серия экологических уроков «Сделаем вместе!», которая рассчитана на учащихся средней и старшей школы. Однако в ней активно приняли участие и взрослые. В итоге акция выросла в большое экологическое движение «Сделаем вместе!», объединившее более 2 миллионов человек по всей стране от Сахалина до Калининграда.

Проект также решает задачи, среди которых поддержка экофестивалей и эковыставок в регионах, контроль очистки рек и озер, многие другие. Уже сегодня он реализуется в 82 субъектах России по пяти направлениям: «Экологическое образование», «Информационная экологическая открытость», «Зеленая экономика», «Зеленое кольцо России», «Российская вода».

Я уверен, что это долгосрочный проект, который не будет ограничен только Годом экологии. Поскольку, к сожалению, проблем в сфере экологии хватает и со временем меньше не станет. Их необходимо выносить на общественное обсуждение и, конечно, решать.

Хочу также отметить еще один проект, разработанный в Ростехе и одобренный Правительством России. Это проект строительства мусороперерабатывающих заводов, который станет частью дорожной карты по переработке мусора.

В настоящее время в России образуется порядка 60 млн тонн твердых коммунальных отходов в год. Из них перерабатывается или сжигается всего 7–15%. Начиная с 2017 года вводится поэтапный запрет на захоронение мусора. В этой связи наш проект приобретает особую значимость.

Первые заводы будут построены Ростехом в Москве и в Казани. Они на 30% снизят захоронения отходов в Московской области, а в Казани к 2022 году их не будут захоранивать вовсе.

Безусловно, только объединив свои усилия, мы сумеем сохранить уникальную и самобытную природу нашей страны.

Источник: «Единая Россия»