«Аэроприбор-Восход»: 75 лет на высоте

«Аэроприбор-Восход»: 75 лет на высоте

14 июля 2019 года свое 75-летие отмечает «Аэроприбор-Восход» (входит в «Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех). Вот уже три четверти века предприятие создает высокоточную аэрометрическую аппаратуру для самолетов, вертолетов, парашютных систем, ракетной техники, беспилотников и даже космических аппаратов. Это приборы, без которых невозможен любой полет.

За 75-летнюю историю здесь разработано более 550 наименований изделий, которые устанавливаются на всех отечественных летательных аппаратах, в том числе и самых современных – лайнере МС­-21, истребителях Су-57 и Су­-35, космическом корабле «Союз­ ТМ».

Задолго до «Восхода»

75 лет тому назад, 14 июля 1944 года, заместитель народного комиссара авиационной промышленности СССР Александр Яковлев подписал приказ № 431: «Организовать опытно­-конструкторское бюро при заводе № 133 – анероидно­-мембранных, трубчато-­пружинных и сильфонных приборов». Так родилось предприятие, носящее сегодня название АО «Аэроприбор­-Восход».

Но можно сказать, что история современного АО «Аэроприбор-Восход» началась гораздо раньше – в конце XVIII века, когда крестьянин-старообрядец из Владимирской губернии Сергей Трындин основал в Москве мастерскую по изготовлению физических и математических инструментов. Дела у Трындина складывались успешно. Скоро предприятие начало производить и медико-хирургические инструменты, и даже телескопы. Фирма также занималась монтажом различных электрических приборов и систем. К примеру, устанавливала системы защиты от молний на крупнейших зданиях в Москве: храме Христа Спасителя, Большом и Малом театрах.

r9_1.jpg

В 1921 году предприятие национализировали и преобразовали в Завод аналитических весов «Метрон», а в начале войны завод был эвакуирован в Свердловск. В военные годы было не до разработки новых изделий, на первом месте стоял выпуск оборонной продукции. Но прогресс в самолетостроении требовал новых, более точных аэрометрических приборов и систем.

В связи с этим в июле 1944 года при заводе было решено организовать новое ОКБ-3. В 1947 году оно было преобразовано в уже полностью самостоятельное ОКБ-133. Возглавил его Николай Константинович Матвеев, работавший до того в Институте авиационного приборостроения НКАП. До этого назначения за плечами Николая Константиновича был большой опыт работы на предприятиях авиапрома и даже командировка в США. В 1936 году он был отправлен в Америку для изучения производства сильфонов и области их применения. Результатом этой трехмесячной командировки стало приобретение более 200 патентов. В основном это касалось производства автопилотов и автоматических приборов управления топливной системой.

Из небольшого ОКБ к космическим высотам

Благодаря интенсивной работе нового ОКБ уже в первые послевоенные годы были разработаны и запущены в серийное производство новые пилотажно-навигационные приборы, приборы двигательной и самолетной автоматики, жизнеобеспечения экипажа. Многие из них успешно эксплуатируются на самолетах до настоящего времени.

В конце 1950-х годов в стране быстрым темпом развивается реактивная авиатехника – был пройден «звуковой барьер», отечественные истребители вплотную подошли к скоростям полета, превышающим 2500 км/ч. Создавались сверхзвуковые дальние бомбардировщики и межконтинентальные пассажирские лайнеры, развивалась ракетно-космическая техника.

Новое поколение летательных аппаратов требовало новых средств измерения параметров полета. Особенно это касалось космических аппаратов, аэрометрические приборы которых должны были работать полностью в автоматическом режиме. Системы разработки КБ обеспечили приземление Юрия Гагарина, автоматическую посадку «Бурана», спуск аппаратов всех космических кораблей типа «Союз». Барометрические блоки разработки ОКБ для «Союзов» благодаря своей исключительной надежности используются до настоящего времени, и не только на отечественных спускаемых аппаратах, но и на китайских космических кораблях «Шэнчжоу».

UTK_9492.jpg

«На наших скафандрах стоят датчики давления, которые создают специалисты вашего предприятия. На космических кораблях размещена парашютная автоматика для осуществления спуска и приземления. Вы создаете высокоточные приборы для жизнеобеспечения и безопасности полетов, которые никогда нас не подводили», – рассказывал летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации Владимир Джанибеков во время посещения АО «Аэроприбор-Восход».

Детали высокого полета

В 1966 году ОКБ-133 переименовали в Московское приборостроительное конструкторское бюро «Восход». В это же время МПКБ «Восход» в инициативном порядке приступило к работам по созданию нового типа средств отображения пилотажно-навигационной информации – коллиматорного индикатора. В настоящее время подобные устройства называются индикаторами на лобовом стекле (ИЛС). Тогда исследовательские работы на эту тему велись применительно к пассажирским самолетам.

В середине 1970-х годов в связи с разработкой авионики для перехватчика МиГ-31 была поднята тема индикаторов на лобовом стекле. Специалистам «Восхода» удалось создать новейшие световоды, сделав изображение индикатора цветным, контрастным и четким. Уже более 40 лет прицельно-пилотажный индикатор на лобовом стекле ППИ-70В успешно эксплуатируются на борту истребителей-перехватчиков МиГ-31.

judfd.jpg
Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Кроме ППИ-70В, на этом уникальном самолете появилось еще одно изделие, разработанное на «Восходе», – первая отечественная цифровая система воздушных сигналов СВС-2Ц-1. Кстати, и на современных «мигах» устанавливаются цифровые системы воздушных сигналов производства АО «Аэроприбор-Восход». К примеру, корабельные МиГ-29К/КУБ оснащены системами СВС-2Ц-2.

За все эти годы специалистами предприятия было разработано большое количество аэрометрических систем для военной авиации. Некоторые успешно эксплуатируются до настоящего времени. К примеру, системы воздушных сигналов СВС-ПН с электронным вычислительным устройством, которые были созданы для МиГ-25 и Су-24. Или цифровой информационный комплекс ИКВСП-2-10 для самолета Су-27.

АО «Аэроприбор-Восход» разрабатывает аэрометрическую аппаратуру и для самых современных российских самолетов: Су-34, Су-35, истребителя пятого поколения Су-57, тяжелого транспортника Ил-76МД-90А, новейшего лайнера МС-21, а также для вертолетов – боевого Ка-52 и многоцелевого Ка-62.

2_122e2fd6.jpg
Фото: ПАО ААК «Прогресс»

К примеру, специалисты АО «Аэроприбор-Восход» в сотрудничестве с ЦАГИ разработали систему измерения воздушных данных СИ ВПВ-52 для вертолета Ка-52 «Аллигатор». Аппаратура уже отлично зарекомендовала себя в летной практике, и конструкторы модернизируют разработку для использования на корабельных вертолетах Ка-52К.

Важным этапом для развития компании стало создание «сердца» всей электронной бортовой аппаратуры перспективного вертолета Ка-62 – системы управления общевертолетным оборудованием (СУОВО). Новейшая разработка была представлена на выставке HeliRussia в мае этого года. Сегодня СУОВО успешно испытывают на опытных образцах Ка-62.

На основе опыта к инновациям

Еще одна разработка для перспективных вертолетов – сферический многогранный ПВД (приемник воздушного давления), разработанный совместно с ЦАГИ. Этот прибор предназначен для всеракурсного измерения воздушных параметров во всем диапазоне скоростей полета, начиная от нулевых, и не имеет аналогов. Размещение новинки предполагается на вертолетах различного типа, включая перспективный скоростной вертолет.

От традиционных ПВД он отличается геометрией – это не гладкое тело, а сферический многогранник. Для определения аэрометрических параметров не просто оценивается полное и статическое давление, а измеряется и анализируется массив (поле) давлений. Все оцифрованные данные передаются в бортовой вычислитель для определения полного набора параметров во всех режимах, включая полеты вперед, назад, вбок, вверх, вниз, а также при висении. Модель сферического ПВД сейчас на этапе технологической доработки и готовится к испытаниям.

Совсем скоро, в конце этого августа, на авиасалоне МАКС-2019 предприятие впервые представит свою новейшую разработку – систему воздушных сигналов с лазерным измерителем воздушной скорости СВС-Л. Вместо классического приемника полного давления в ней применен лазерный измеритель скорости. Новинка позволяет определять скорости ниже 50 км/ч и потребляет меньше мощности.

Основным преимуществом системы также является форма – отсутствие выступающих в поток частей. За счет этого вероятность обледенения системы во время полета гораздо меньше, чем у стандартных подобных систем. В перспективе новинка найдет применение на современных самолетах и вертолетах всех видов.

На предприятии не забывают и про космическое направление – ведутся работы по разработке барометрического блока для перспективного пилотируемого космического корабля «Федерация». Также на «Аэроприбор-Восходе» планируют наладить выпуск серии изделий, позволяющих работать со своими приемниками сигналов ГЛОНАСС в части обработки информации и выдачи ее в цифровом виде.

UTK_9448.jpg

Новое направление разработок АО «Аэроприбор-Восход» – система измерения высотно-скоростных параметров для беспилотных летательных аппаратов – СИВСП-БЛА. Ее уникальной особенностью являются миниатюрные приемники полного и статического давления. Такая аппаратура позволяет измерять воздушные параметры движения беспилотников в любое время суток и в любых климатических условиях.

На протяжении всех лет существования АО «Аэроприбор-Восход» продолжает развиваться и не приостанавливает поиск принципиально новых технических решений. На сегодняшний день нет ни одного отечественного самолета, а также космического аппарата без приборов разработки АО «Аэроприбор-Восход».