Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»

Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»

Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева. Под его руководством было создано свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов. Всего в небо поднялось более 70 тысяч самолетов «Як».

Как признавался сам Яковлев, его путь в авиации не был легким. Но он всегда продолжал мечтать: «Именно в мечтах рождаются новые идеи, замыслы новых конструкций, пути их осуществления... Добиться исполнения мечты – в этом величайший смысл жизни человека, а конструктора особенно». О вкладе этого целеустремленного мечтателя в развитие мировой авиации – в нашем материале.
 

«Я с малых лет мечтал быть инженером»

Александр Сергеевич Яковлев, родившийся 1 апреля 1906 года, был представителем первого поколения авиаконструкторов, воспитанных и реализовавшихся в советское время. Еще в школьные годы, кроме интереса к технике, у него проявились способности лидера и организатора. С 17 лет Яковлев загорелся идеей стать авиаконструктором и начал энергичный путь к своей мечте. Он ищет поддержки опытных старших, знакомится с С.В. Ильюшиным, создает в школе планерный кружок – свое первое «конструкторское бюро». Здесь Яковлев собирает планер АВФ-10, с которым успешно выступает на всесоюзных планерных соревнованиях.

ASandAIR-4.jpg

В 1924 году Яковлева зачисляют в штат учебных мастерских Академии воздушного флота имени Н.Е. Жуковского − в саму академию принимали только служивших в Красной армии. Здесь он не только получает бесценный опыт знакомства с разного рода авиатехникой и различными видами работ, но и сам собирает легкий самолет−авиетку АИР-1. Его первый полет состоялся 12 мая 1927 года. Позже этот полностью деревянный биплан совершил рекордный перелет Севастополь − Москва и был признан лучшей авиеткой СССР.

Этот самолет открыл Александру дорогу в слушатели академии, ходатайство о внеконкурсном зачислении подписали ни много ни мало начальник ВВС и руководитель Осоавиахима. До окончания учебы в 1931 году Яковлевым было разработано восемь типов самолетов АИР, в том числе первая серийная модель конструктора −  многоцелевой АИР-6, который еще называли «летающим автомобилем».
 

«Мы настойчиво стремились к цели»

По окончании академии Яковлев получил назначение на завод №39 им. Менжинского, один из крупнейших центров авиастроения в столице. Александр отказывается от предложений именитых конструкторов вступить к ним в бригады − мечты о собственных машинах не дают Яковлеву покоя, и он идет на завод рядовым инженером. Снова проявляя талант лидера и отличного переговорщика, Яковлев собирает вокруг себя команду и договаривается о поддержке своих проектов с Осоавиахимом и «Аэрофлотом».

В полулегальном порядке отделом Яковлева в 1932 году создается самолет АИР-7 – один из первых успешных монопланов в СССР, поставивший рекорд скорости в своем классе. Однако именно этот небывалый скоростной прорыв привел к аварии самолета, которая чуть было не стоила молодому конструктору карьеры. Группу легкой авиации Яковлева буквально выживают с территории авиазавода. Но Александр Сергеевич не сдается, смело обращается в самые высокие инстанции и добивается там поддержки. Правда, своеобразной: его группе дают помещение… в кроватной мастерской.

Avietka_1.jpg

Как писал сам Яковлев, «мы были молоды, полны жажды деятельности и страстно любили авиацию… поэтому согласились». Здесь, в кроватной мастерской, создаются самолеты АИР-9, АИР-9 бис и АИР-10, ставшие прототипами широко известного двухместного самолета УТ-2 (учебно-тренировочный, двухместный). Учебный самолет Яковлева выпускался с 1938 по 1948 годы. 

С 1935 года Александр Сергеевич – главный конструктор. К 1936 году положение яковлевского КБ укрепляется, у них уже есть своя строительная площадка в Ленинграде, кроватные мастера освободили площади в Москве. С легкой руки Яковлева легкомоторная авиация Страны Советов переживает подъем. 

«На мою долю выпало представлять молодые конструкторские силы нашей авиации»

По мнению историков авиации, именно большой опыт в разработке легких самолетов позволил ОКБ Яковлева в столь короткие сроки переключиться на создание боевых машин. Первой исключительно военной моделью конструктора стал бомбардировщик ББ-22, который по своим летным качествам намного опередил другие самолеты этого типа и летал быстрее многих истребителей. За создание самолета, модификации которого позже стали называться Як-2 и Як-4, Александр Сергеевич в 1939 году получил орден Ленина. Это означало признание его как состоявшегося авиаконструктора. В это же время Яковлев фактически становится консультантом Сталина по вопросам авиации.

В том же 1939 году руководство страны дает задание ведущим авиастроительным КБ на разработку истребителя, снаряженного пушкой и новым мотором В.Я. Климова. К 1 января 1940 года истребитель-первенец И-26 был готов – Яковлев не только сдержал обещание, данное Сталину, но и выпустил свой самолет раньше других бюро.

War2.jpg

В серийное производство боевой самолет пошел буквально накануне Великой Отечественной войны – в 1940 году – под обозначением Як-1. Он безоговорочно стал лучшим советским истребителем первого периода войны. На основе Як-1 были созданы Як-7, Як-9, Як-3 и более 30 их серийных вариантов и модификаций. Всего было выпущено 36 737 самолетов, что составило две трети производства истребителей в военный период. Самым массовым истребителем стал Як-9, свыше 14 тыс. единиц которого было построено за время войны С 1942 года он стал главным противником скоростных немецких «Мессершмиттов».

В январе 1940 года Александр Сергеевич назначается заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке. Для 33-летнего авиаконструктора это была большая честь и немалое испытание. Оставаясь при этом руководителем ОКБ, он проработал замнаркома до 1946 года.  
 

«Хочется работать и работать, чтобы проникать все дальше и дальше в неизвестное»

Первые послевоенные годы ознаменовались началом реактивной эры в авиации. К работе над своим реактивным истребителем команда Яковлева приступила сразу после победы. Як-15, полетевший в апреле 1946 года, стал первым истребителем на вооружении ВВС СССР. Чуть позже в ОКБ Яковлева разрабатываются Як-17УТИ, Як-23, первый всепогодный перехватчик Як-25 с рекордной продолжительностью полета, первый сверхзвуковой разведчик Як-27Р, семейство сверхзвуковых самолетов Як-28.

После истребителей ОКБ Яковлева принимается за создание гражданских машин. В 1968 году на пассажирские линии Союза выходит 32-местный «крылатый автобус» Як-40. Он стал единственным советским самолетом, прошедшим сертификацию по западным нормам летной годности и экспортировавшимся в страны Западной Европы. После успеха Як-40 в ОКБ Яковлева разработают 120-местный пассажирский Як-42, который и сегодня обслуживает рейсы авиакомпаний.

Dacha.jpg

За все время работы Яковлевым было создано около 200 типов самолетов, более 100 из которых выпускались серийно. Александр Сергеевич отдал своему конструкторскому бюро более полувека жизни – с 1935 по 1984 год. Жизненный путь выдающегося авиаконструктора закончился 22 августа 1989 года.

Основными качествами Яковлева называли целеустремленность и трудолюбие. Александр Сергеевич рано понял, что для успеха в его деле нужно быть не только хорошим конструктором, но и публичным человеком − он был ярким популяризатором авиации, вращался в высших кругах, писал статьи и книги. Мечта создавать новую, более совершенную авиатехнику двигала им всю жизнь. Лучше всего об этом сказал он сам: «Когда я построил планер, мною овладело неодолимое стремление сконструировать самолет. Потом захотелось сделать другой, получше, потом третий… Строишь машину и думаешь: «Только бы она полетела, больше мне в жизни ничего не нужно!» Но вот машина закончена и начинает летать, рождается новое желание − сделать другой самолет, чтобы он летал еще быстрее, еще лучше…»