Да будет свет! Как светодиоды захватили ночные города

Да будет свет! Как светодиоды захватили ночные города

Мы привыкли к уличному освещению настолько, что просто идем или едем вечером туда, куда нам надо, не замечая фонарей. Нам светло и безопасно. И только если вдруг по какой-то причине оказываемся на неосвещенном участке – обращаем на это внимание. Но так было не всегда.

Ночь, улица, фонарь 

Первые уличные фонари появились только в XV веке в Лондоне. Мэр города обязал горожан вывешивать фонари на улицу в ночное время. В XVI веке в Париже жителей обязали оставлять зажженные фонари в окнах, выходящих на улицу. И только в XVII веке в Амстердаме появилась первая централизованная система городского уличного освещения. Тогда в городе установили более двух тысяч масляных фонарей.

1067px-Blagoveshchensky_Bridge_Sadovnikov.jpg
Василий Садовников «Благовещенский мост», 1851 год

В России первым городом с уличным освещением стал Санкт-Петербург. В 1706 году здесь появились первые фонари на фасадах некоторых домов, а уже в 1723 году стали устанавливать стационарные масляные фонари. В Москву вечерний и ночной свет пришел в 1730 году. 

По сегодняшним меркам освещение городов в те времена было довольно тусклым. Только представьте, сколько света могли дать горящие в фонарях свечи или фитилек, опущенный в масло. Тем не менее холодными зимними ночами, когда даже луны не было на небе, такие фонари уже позволяли рассмотреть дорогу и делали жизнь ночного города чуть более безопасной.

Электрический свет улиц 

Постепенно фонарей становилось все больше, и они совершенствовались. Сначала в них добавили рефлекторы – это такие блестящие отражающие пластины. Потом, в начале XIX века, стали внедряться газовые источники света, которые горели на порядок ярче. А уже в конце XIX столетия появились первые более привычные нам электрические светильники. 

Как видим, система уличного освещения непрерывно совершенствовалась. Этот процесс продолжается сегодня. Сначала первые электрические фонари приходилось вручную включать и выключать фонарщикам, как когда-то зажигать масляные или газовые. Потом были созданы централизованные системы управления уличным освещением. 

182910.jpg
Установка уличного освещения на Рязанском проспекте, 1947 год. Фото Б. Ярославцева / Главархив Москвы

Кстати, первые электрические лампы были дуговыми. Дуга горела между двумя графитовыми электродами и давала довольно много света. Увы, они быстро выгорали, и их приходилось часто менять. 

Им на смену пришли хорошо знакомые нам лампы накаливания. Еще немного позже их начали менять на более экономичные люминесцентные, а затем на натриевые лампы высокого давления. И, наконец, совсем недавно на улицах появились светодиодные светильники. Именно они определяют облик современных городов. Яркие, экономичные, позволяющие менять цвет и его температуру, они вывели городское освещение на новый уровень. По сравнению с лампами накаливания диодные фонари расходуют в восемь раз меньше электроэнергии, а по сравнению с ртутными и люминесцентными лампами − в два раза меньше.
 

Больше, чем светильники 

Холдинги «Росэлектроника», «Швабе» и «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех выпускают широкий спектр диодных светильников, разработанных специально для уличного применения. Например, светильники серии SLED-Street производства Томского Научно-исследовательского института полупроводниковых приборов обладают высокой степенью защиты – они устойчивы к перепадам напряжения и воздействию окружающей среды, а их лицевая сторона выполнена из ударопрочного оптического поликарбоната. Недавно предприятие Ростеха отправило партию таких светильников для восстановления освещения в Запорожской области. 

sled-prom.jpeg

А в светильниках, которые выпускает Уральский оптико-механический завод, благодаря применению диодов с повышенным световым потоком удалось снизить энергопотребление на 15%. Светодиодная техника УОМЗ интегрируется в автоматизированные системы управления инфраструктурой, а у моделей серии SMART есть встроенный GPS-модуль и возможность диммирования, то есть настройки яркости, через интернет. 

AMASIS 2.0.jpg

НПО «Электромашина» предлагает комплексное решение городских задач, расширяя функции уличного светильника. В частности, в модульной системе AMASIS 2.0 кроме светодиодов есть встроенный экологический модуль, автоматически измеряющий концентрацию загрязняющих веществ в воздухе. А модуль безопасности с видеокамерой может дистанционно измерять температуру людей, проводить идентификационную биометрию и собирать видеоаналитику.