Дальней авиации России – 105 лет

Дальней авиации России – 105 лет

Фото: Антон Тушин

Дальняя авиация отмечает 105-летие со дня основания. Праздник, учрежденный в 1999 году, берет свое начало с 23 декабря 1914 года. В тот день император Николай II утвердил постановление о формировании первой эскадры многомотороных бомбардировщиков «Илья Муромец» ‒ на тот момент самых больших самолетов в мире.

Сегодня на вооружении дальней авиации ВКС России состоят более 200 самолетов, среди которых турбовинтовой ракетоносец Ту-95МС, сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 и дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3. В перспективе им на смену придет проект ПАК ДА − новое поколение «дальников», работы над которым ведутся в ОКБ Туполева. Рассказываем о самых интересных самолетах дальней авиации. 
 

Ядерные крылья России

Современная дальняя авиация входит в Воздушно-космические силы РФ и является стратегическим резервом верховного главнокомандования в воздухе. Этот вид авиации выполняет стратегическую и оперативную воздушную разведку, а также поражение военных объектов противника, располагающихся во многих тысячах километров от мест базирования. Экипажи дальней авиации совершают патрульные и боевые полеты по всему миру, принимают участие в военных операциях.

Вместе с ракетными войсками стратегического назначения и морскими стратегическими силами дальняя авиация составляет ядерную триаду. Самолеты-ракетоносцы дальней авиации с крылатыми ракетами большой дальности способны поражать цели практически по всему земному шару. Сам факт наличия такого мощного оружия у страны уже является сдерживающим фактором для любого противника.

TUS_9786.jpg
Фото: Антон Тушин

Основа для сегодняшнего авиапарка дальней авиации были заложены в 1970-1980-е годы, когда были разработаны находящиеся на вооружении в настоящее время бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160, дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М3, заправщики Ил-78 и другие самолеты. Сегодня проводится модернизация этих моделей, а в случае Ту-160 – полное восстановление приостановленного в 1990-е годы производства. В числе перспективных отечественных разработок для дальней авиации – авиационный комплекс нового поколения ПАК ДА.  

Ту-160: «Лебедь» стратегического назначения 

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 (по кодификации НАТО: Blackjack) – уникальная боевая машина, равных которой сегодня нет в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем».

Разработка Ту-160 началась на пике ядерного противостояния СССР и США в конце 1960-х годов, главными его особенностями должны были стать многорежимность и возможность межконтинентальных полетов. Вооружать Ту-160 планировалось крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боеголовками. Изначально самолет создавался в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, а затем проект был передан ОКБ Туполева. Всего в разработке самолета приняло участие около 800 организаций. Первый опытный образец Ту-160 поднялся в небо в 1981 году.

Tupolev_Tu-160_RF-94109.jpg
Ту-160. Фото: Alex Beltyukov/Wikimedia.org

После распада СССР 19 самолетов Ту-160 остались на территории Украины. Девять из них были утилизированы по совместной украинско-американской программе, один отправился в музей, а восемь удалось вернуть в Россию. В 2015 году Минобороны объявило о запуске проекта по возрождению ракетоносца. Была проделана огромная работа по восстановлению наработок и модернизации производства. В том же году Ту-160 был впервые задействован в реальных боевых действиях в Сирии.

В ноябре 2017 года на Казанском авиазаводе был построен новый ракетоносец. Самолет достраивали в рамках программы воспроизводства Ту-160 с целью опережающего восстановления технологий агрегатной и окончательной сборки. В январе 2018 года он совершил демонстрационный полёт, за ходом которого лично наблюдал президент России Владимир Путин.
 

Ту-95МС: «крылатый Медведь»

Самолеты Ту-95МС (по кодификации НАТО: Bear – «Медведь») сегодня составляют костяк дальней авиации России. Первая версия этого самолета была разработана еще в 1950-е годы. Сегодня Ту-95МС является единственным в мире серийным ракетоносцем с турбовинтовыми двигателями, а также удерживает лидерство по скорости среди всех турбовинтовых самолетов. Модель Ту-95МС разрабатывалась на основе противолодочного самолета Ту-142МК.


Tupolev_Tu-95MS,_Russia_-_Air_Force_AN1784811.jpg

Ту-95М. Фото: Parfaits/Wikimedia.org

Объединенная двигателестроительная корпорация, входящая в Госкорпорацию Ростех, создала для Ту-95МС новую модификацию двигателя НК-12, самого мощного в мире (15 000 л.с.) серийного турбовинтового двигателя. Инновационные конструкторские решения, использованные при создании двигателя, делают ракетоносец мощным, быстрым и эффективным.

Стоящие на вооружении Ту-95МС сегодня модернизируются, на них устанавливаются новые обновленные двигатели, новые элементы комплекса РЭО, новые прицельно-навигационные комплексы. По словам командующего дальней авиацией генерал-лейтенанта Сергея Кобылаша, эти мероприятия позволят увеличить срок эксплуатации самолета и повысить эффективность применения по назначению.
 

Ту-22М3: обновленный Backfire 

Дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 (по кодификации НАТО: Backfire) с изменяемой стреловидностью крыла – одна из модификаций сверхзвукового самолета Ту-22М, разработанная во второй половине 1970-х годов и принятая на вооружение в 1989 году. Самолет успел повоевать в Афганистане, Южной Осетии и Сирии.

Запущена масштабная программа модернизации бомбардировщиков-ракетоносцев. В конце 2018 года обновленный Ту-22М3М поднялся в воздух с аэродрома Казанского авиационного завода.

Tupolev_Tu-22M-3M,_Russia_-_Air_Force_AN2219027.jpg
Ту-22М3М. Фото: Alex Beltyukov/Wikimedia.org

В рамках глубокой модернизации на Ту-22М3М был установлен новый комплекс современного цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на отечественной элементной базе. В частности, самолет получил новое навигационное, связное, прицельное оборудование, управление двигателями и топливной автоматикой, оборудование радиоэлектронной борьбы. Замена 80% БРЭО позволила повысить точность навигации и уровень автоматизации управления самолетом, упростить его техническое обслуживание и предполетную подготовку.

ПАК ДА: новое поколение дальней авиации

Летом текущего года Минобороны РФ утвердило технические требования проекта ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) −  самолета нового поколения. Разработкой проекта занимается ОКБ Туполева в сотрудничестве со смежными предприятиями авиационной отрасли. Производство прототипов, а также серийный выпуск ПАК ДА планируется на Казанском авиазаводе.

pak-da.jpg
ПАК ДА. Эксиз: Минобороны РФ

Работы над проектом идут по плану. Предполагается, что новый авиационный комплекс в перспективе частично заменит перечисленные в материале самолеты дальней авиации.