Как бутылка становится футболкой: рециклинг и никакой магии

Как бутылка становится футболкой: рециклинг и никакой магии

На заводах Ростеха по переработке отходов уже отсортировано более 40 тыс. тонн пластика. Это вторсырье через рециклинг может вернуться к нам в виде, например, 100 млн футболок. В мире набирает популярность одежда, сделанная из переработанного пластика. Разбираемся, как бутылка превращается в модные вещи, и каковы перспективы данного тренда.

Отходной путь для пластика

В среднем каждый человек на Земле ответственен за более, чем 500 килограммов пластиковых отходов в год. Самым распространенным мусором городского жителя стали пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты и другие упаковки. Каждую минуту в мире покупается около миллиона пластиковых бутылок! Это ситуация отягощается тем фактом, что время разложения пластмассовых изделий составляет несколько сотен лет.

На сегодняшний день утилизация пластика подразумевает полигонное захоронение, сжигание или переработку для повторного использования. Более экологичным и эффективным способом утилизации, по мнению экологов, признана вторичная переработка пластиковых отходов. В результате – меньше вреда для окружающей среды, одновременно промышленность получает некоторую выгоду.

В России отрасль переработки пластика, как и остальных отходов, находится в стадии развития. Россияне вырабатывают ежегодно примерно 70 млн тонн бытовых отходов, из них около 3 млн тонн – это пластик. И только порядка семи процентов из всего мусора вовлекается во вторичный оборот. В последние годы в нашей стране активно реализуются проекты в области переработки отходов, в том числе полимеров. Во-первых, зарождается культура сортировки среди населения. Кроме того, по всей стране строятся специальные комплексы по переработке отходов (КПО).

66618bc0ec35d98742b24906f240e916.jpg

В Московской области четыре таких комплекса уже построила компания Ростеха «РТ-Инвест». За время работы данных КПО – в Коломне, Сергиевом Посаде, Кашире и Можайске – отобрано более 90 тыс. тонн вторсырья. В частности, каждый месяц перерабатывается 600 тонн только пластиковых бутылок.

Что же можно сделать из всего этого переработанного пластика? На самом деле очень много того, что окружает каждого из нас. В этом длинном списке – пищевые контейнеры, пакеты, посуда, спортивный инвентарь и другие товары. Один из популярных эко-трендов – изготовление одежды из переработанного пластика.

Модная жизнь пластиковой бутылки

Полиэтилентерефталат (ПЭТ), из которого сделаны бутылки, легко превращается в популярные ткани. Чаще всего речь идет о полиэстере – в европейских странах около 70% вторичного ПЭТ перерабатывается именно в волокна полиэстера. Этот материал окончательно обогнал хлопок по распространенности в мире. Экологи данный факт часто называют позитивным трендом на фоне того, что при выращивании хлопка используются пестициды в большом количестве, затрачиваются водные ресурсы.

Производители используют полиэстер как в чистом виде, так и добавляют его к хлопку или вискозе. Полиэстер заслужил отличную репутацию – делает джинсы более эластичными, вещи приобретают прочность, верхняя одежда становится легкой и водостойкой.

162091577.jpg

Сам процесс превращения пластиковой бутылки в материал для одежды достаточно прост. После поступления на перерабатывающий завод пластиковые бутылки разделяют по цвету, очищают от этикеток и стерилизуют. Затем мелконарезанные бутылки отправляются на плавку при температуре свыше +250 °С. Этот расплавленный «сироп» превращается в нити, проходя через тонкие отверстия диаметром меньше миллиметра. Далее волокна вытягиваются на специальном аппарате, и на выходе получаются длинные прочные нитки. Теперь они готовы к окраске и превращению в ткань. Полиэстер из переработанного пластика стал одним из основных материалов для современных создателей одежды.

Как примерить вторсырье

Впервые высокую моду с пластиковыми отходами «познакомил» еще в конце 1990-х годах известный модельер Пако Рабанн. Индустрия эту идею с энтузиазмом подхватила – в 2002 году канадский бренд Dsquared2 поразил мир новой коллекцией Recycled. Все вещи были сделаны из переработанного пластика, а модели разгуливали по подиуму с мусорными пакетами в руках.

Впрочем, идея Sustainable Fashion (эко-мода) относится не только к Haute couture, но находит свое место и в масс-маркете. Первыми стала марка American Apparel, когда в 2008 году начала производить аксессуары из бывших пластиковых бутылок. Вскоре к эко-моде подключились гиганты спортивной моды – Adidas и Nike. Только на создание футбольной формы были использованы миллионы пластиковых бутылок – примерно 16 штук требуется на один комплект. Nike одел в такую футбольную форму и российский «Спартак».

1402054316.jpg

К «зеленому» тренду присоединились всемирно известные H&M, Levi’s, Topshop, Marks&Spencer, Max Mara и многие другие. Можно с уверенностью сказать, что практически каждый из нас носит на себе немного бутылок, порой даже не подозревая об этом. Помимо модного «лука» такая одежда позволяет внести свою лепту в сохранение окружающей среды.

Если вы ведете «зеленый» образ жизни, примите участие в новом экологическом конкурсе Ростеха. Для этого нужно быть подписанным на Instagram Госкорпорации Ростех и разместить на своей странице фото или видео того, как вы сортируете мусор, с хештегами #Ростех #Деминскиймарафон #Zerowaste. В качестве награды – футболки и скейтборды из переработанных пластиковых бутылок. Вся тара – 20 тыс. бутылок – была собрана в ходе недавно прошедшего Ростех – Деминского лыжного марафона.