Космический дайджест

Космический дайджест

Госкорпорация Ростех поздравляет всех с Днем космонавтики! 

В 1961 году в этот день Юрий Гагарин, стартовав с космодрома Байконур на корабле «Восток-1», провел в космосе 108 минут и благополучно вернулся на Землю. Через год 12 апреля был объявлен праздником – Днем космонавтики.

В основе космических достижений нашей страны – работа сотен предприятий, многие из которых входят сегодня в Ростех. С самого начала космической эры они производили большой спектр продукции для освоения околоземного пространства, участвуя в значимых проектах по изучению Вселенной. Расскажем о некоторых из них.

Как впервые сфотографировали обратную сторону Луны, может ли космическая оптика приблизить самые дальние звезды, чем уникален «выходной» костюм космонавта, что ищут на Марсе – читайте в нашем космическом дайджесте.

«ЭкзоМарс-2020»: в поисках жизни на Красной планете


Фото: ESA

Совместный российско-европейский проект «ЭкзоМарс» готовится к своей главной миссии – поиску следов прошлой и настоящей жизни на Красной планете. Европейское космическое агентство изготовит перелетный модуль и марсоход, а Россия – десантный модуль и посадочную платформу. Запустит все это в космос российская ракета-носитель «Протон-М».

Стартовав по плану 25 июля 2020 года, станция должна будет достичь цели 19 марта 2021 года. Одним из главных условий для мягкой посадки на поверхность Марса станет защитный экран десантного модуля из специального композита производства ОНПП «Технология», входящего в Ростех.

Считается, что основной научной миссией проекта «ЭкзоМарс» является поиск признаков жизни на Марсе в прошлом и в настоящее время. Но не только эту загадку Красной планеты предстоит разгадать «ЭкзоМарсу». Подробности – в нашем материале.

Приближая звезды

Лыткаринский завод оптического стекла (ЛЗОС), входящий в состав холдинга «Швабе», внес немалый вклад в изучение Вселенной. Сегодня, как и много лет назад, на подмосковном заводе выпускается уникальная крупноразмерная оптика.

В общей сложности Лыткаринский завод изготовил оптические детали в рамках более 20 международных проектов. В их числе – зеркала для крупнейших телескопов в мире: сети телескопов LGOGT, второго по размеру в Азии тайского телескопа TNT, обзорных телескопов VST и VISTA. На основе их снимков ученым уже удалось выявить более десятка тысяч ранее неизвестных, в основном очень далеких галактик, а также редкие сверхбыстрые звезды, происхождение скорости которых до сих пор не установлено. Есть версия, что «толчок» звезде дает сверхмассивная черная дыра в центре галактики. По мнению астрономов, все самое интересное – еще впереди. О самых известных мировых телескопах с оптикой из Лыткарино и их космических достижениях – в нашем сюжете.

Космический двигатель-рекордсмен

Некоторые отечественные разработки, которые создавались еще в 1960-х годах, до сих пор в строю и продолжают составлять основу отечественной пилотируемой космонавтики. Так, с момента старта Гагарина и по сей день, все космонавты поднимаются с поверхности Земли двигателями РД-107/108. Серийное производство этих исключительно надежных двигателей продолжается на самарском предприятии «Кузнецов».

Двигатель РД-107/108 уже поставил свой космический рекорд по долголетию. Конечно, когда-нибудь и его время пройдет, но еще сегодня им нет альтернативы во всем мире. В наши дни все космонавты, не только российские, добираются до МКС благодаря этим двигателям. Когда в 2011 году эксплуатация американских шаттлов прекратилась, «Союзы» с двигателями РД-107/108 остались единственным средством доставки на МКС астронавтов NASA и Европейского космического агентства.

Последний пилотируемый пуск состоялся совсем недавно, 15 марта 2019 года, когда двигатели РД-107А/РД-108А обеспечили успешный запуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС-12». На борту корабля были члены длительной экспедиции МКС-59/60 на Международную космическую станцию – космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин и астронавты NASA Ник Хейг и Кристина Кук.

Про историю космического двигателя, который смог поднять человека в космическое пространство, читайте в нашем материале.

МКС всегда на связи: новый цифровой телевизионный комплекс от «Росэлектроники»


Видеосвязь между Центром управления полетами (ЦУП) и Международной космической станцией – это основной канал коммуникации между специалистами на Земле и космонавтами.

Холдинг «Росэлектроника» разрабатывает наземный приемо-передающий цифровой телевизионный комплекс нового поколения для связи с МКС. При создании комплекса «Орион-Ц» использована современная электронная компонентная база и обновленная антенная система. Это напрямую повлияло на качество и надежность связи, скорость обмена данными. Одно из основных преимуществ системы связи нового поколения – устойчивая работа при неблагоприятных метеоусловиях и при наличии сильных помех.

Первый успешный сеанс связи с МКС с помощью прототипа «Орион-Ц» уже состоялся. Подробнее – в нашем материале

«Выходной» костюм космонавта


Скафандр «Беркут», в котором Алексей Леонов шагнул за борт космического корабля, был разработан на НПП «Звезда». И сегодня космическую одежду создают в КБ и цехах этого уникального предприятия. За полвека «выходной» костюм космонавта претерпел множество усовершенствований. Его последняя модификация – «Орлан-МКС», – по сути, представляет собой миниатюрный космический корабль. 

В такой оболочке космонавт может свыше десяти часов находиться в открытом космосе. Ему не страшны ни перегрев на солнечной стороне орбиты, где температура достигает плюс 120 градусов, ни жуткий холод до 120 градусов мороза на теневой стороне. Это действительно миниатюрный космический корабль, который имеет свою систему теплозащиты, систему теплообеспечения, систему связи, передачи телеметрической информации. В современном скафандре есть даже запас питьевой воды и такой элемент удобства, как «чесалка» для носа.

Подробнее об устройстве «выходного» костюма российских космонавтов – в нашем материале.

Как сфотографировали обратную сторону Луны

В 1959 году советская автоматическая межпланетная станция «Луна-3» впервые в истории смогла осуществить фотосъемку обратной стороны Луны. Изображения были переданы с помощью фототелевизионного устройства «Енисей», разработанного Ленинградским НИИ телевидения, который сегодня входит в состав холдинга «Росэлектроника». Сам фотоаппарат АФА-Е1 был изготовлен Красногорским механическим заводом. Сейчас это предприятие называется Красногорский завод им. С.А. Зверева и входит в состав холдинга «Швабе».

Межпланетная станция «Луна-3» была запущена 4 октября 1959 года ракетой-носителем «Восток-Л». Через три дня космический аппарат провел фотосессию темной стороны Луны.

Снимки были сделаны на обычную фотопленку. Проявлялись они прямо на борту станции. После чего, посредством телепередачи с использованием метода бегущего луча (сегодня он применяется в сканерах), были отправлены на Землю. Так мир впервые увидел 29 фотографий части лунной поверхности, которая с Земли никогда не видна.

В итоге на полученных кадрах мало что можно было разглядеть, лишь некоторые элементы рельефа. Однако они все равно обеспечили Советскому Союзу приоритет в этой области. На карте спутника Земли появились объекты, названные по-русски: кратеры и цирки Курчатова, Лобачевского, Менделеева, Попова, Склодовской-Кюри, лунное море Москвы. О том, как была сфотографирована обратная стороны Луны, читайте в нашей статье.