Леонид Степанов: «Всю жизнь я учился сам и учил других»

Леонид Степанов: «Всю жизнь я учился сам и учил других»

Свой 90-летний юбилей отмечает оружейник Леонид Викторович Степанов. Более 65 лет конструктор посвятил работе в тульском КБП – разрабатывал станковое вооружение для пулеметов и гранатометов. Самым, пожалуй, его известным изобретением является станок под пулемет системы Калашникова.

Станок – основа пулемета

В начале XX века появилось новое мощное огневое средство пехоты. Перед конструкторами встала задача разработки для них соответствующих станков с механизмами наведения. На первый взгляд может показаться, что станок – это всего лишь дополнение к пулемету. Однако, как отмечают специалисты, хороший станок – основа изделия во всех смыслах. Именно он принимает на себя энергию отдачи при выстреле: станок как-бы «успокаивает» пулемет и готовит его к следующему выстрелу.

Первые станки были тяжелыми, большими, их было сложно перемещать в боевой обстановке. Например, станок к одному из первых станковых пулеметов образца 1905 года системы Максима весил 175 кг – это примерно в шесть раз тяжелее самого пулемета. Как известно, снижение массы – одна из ключевых целей при проектировании пехотного вооружения, поэтому начались поиски возможностей снизить массу и самого станка. При конструировании появилась даже специальная характеристика – «относительная масса станка», которая представляла собой отношение массы станка к массе пулемета.

stanok-stepanova-6t5-02.jpg

Пулемет Калашникова на станке Степанова. Фото: war-time.ru

Вышеупомянутый станок к пулемету «Максим» имел относительную массу 6,2, то есть был в 6,2 раза тяжелее пулемета. В станке Малиновского и Сидоренко к пулемету Горюнова обр. 1943 года этот показатель опустился до единицы, то есть станок весил столько же, сколько сам пулемет. На тот момент казалось, что это предел возможностей – лучшего соотношения не достичь.

Однако вскоре нашлись конструкторы, которые доказали обратное. Тульский оружейник Евгений Семенович Саможенков разработал к пулемету Калашникова станок с относительной массой 0,86. Этот показатель был вскоре побит Леонидом Степановым – при массе пулемета Калашникова 7,5 кг его станок весит 4,5 кг. Это лучшее в мире отношение массы станка к массе пулемета – 0,6, своеобразный мировой рекорд.

От идеи до реализации

В год принятия на вооружение ПКМС (пулемет Калашникова модернизированный станковый) автору его станка Степанову исполнилось 37 лет. К тому времени Леонид Викторович уже четырнадцать лет работал в тульском КБП. Пришел сюда сразу после защиты диплома Тульского механического института в 1955 году и начал трудиться технологом сборочного цеха конструкторского бюро.

otvaga2004_stepanov_01.jpg Тогда в КБ шла работа над станком Саможенкова, которая очень заинтересовала молодого инженера. Через три года Степанов мог уже показать своим коллегам свою собственную конструкцию. Однако на тот момент предприятие переходит на ракетную технику и разработки в станковом вооружении отходят на второй план. Все изменилось с приходом в 1962 году Аркадия Георгиевича Шипунова, по инициативе которого было создано студенческое КБ.

Через несколько лет совершенствования конструкции в 1969 году станок Степанова к ПКМС успешно проходит испытания и принимается на вооружение взамен станка Саможенкова. Разработка Степанова побила все рекорды последнего – легче на 3,2 кг, компактно складывается и переносится за спиной. И это несмотря на дополнительные нововведения в конструкции станка – устройства для крепления патронных коробок в боевом и походном положениях. При этом, количество деталей по сравнению со станком Саможенкова сокращено примерно на 30 штук, почти на половину уменьшилась трудоемкость изготовления.

Все это стало возможным благодаря новаторской идее Степанова об объединении функций нескольких механизмов в одном. Традиционно части основания станка соединяет специальный массивный корпус. Степанов заменил его на компактную втулку, которая также служит осью крепления задних ног станка. Подобные решения Степанов успешно применил и в своих дальнейших разработках.

«Все образцы, над которыми я работал, – главные, я не выделяю их по значимости»

Следующей работой конструктора Степанова стал станок к 12,7-мм крупнокалиберному пулемету НСВ. Свою версию станка создавал и другой талантливый оружейник – Константин Александрович Барышев. Конструкторы решили объединить усилия – так появился станок системы Степанова-Барышева. При массе пулемета 25 кг и массе нового станка 16 кг его относительная масса составила 0,64. Этот показатель практически сравним с рекордом станка Степанова к пулемету ПКМС.

Конструкторский тандем «Степанов-Барышев» стал автором еще одной успешной разработки – станка к автоматическому гранатомету АГС-17. Относительная масса станка имеет также отличный показатель – 0,76. Стоит отметить, что совместная работа конструкторов стала не только основой успешных изделий, но и привела к многолетней дружбе.

До последнего времени Леонид Викторович Степанов продолжал работу в качестве ведущего конструктора тульского КБП. Одной из последних разработок стал станок к автоматическому гранатомету АГС-30. Этот станок весит 6,2 кг, а показатель относительной массы – всего 0,58.

photo_2022-03-04_11-56-59.jpg
Автоматический гранатомет АГС-30. Фото: Homoatrox / wikimedia.org

В общей сложности за годы работы Леонид Викторович получил более 70 авторских свидетельств на свои изобретения. Практически все из них – приняты на вооружение. По словам конструктора, разработанные им станки одинаково важны для него. «Все образцы, над которыми я работал, и которые были приняты на вооружение, все главные, я не выделяю их по значимости», – говорит Леонид Викторович.

Долгий трудовой путь Леонида Викторовича оценен орденами и знаками отличия. Степанов – лауреат премии им. С.И. Мосина, имеет знак «Конструктор стрелкового оружия М. Т. Калашникова». В 2020 году он был удостоен премии имени Героя РФ Н.А. Макаровца, учрежденной по инициативе Госкорпорации Ростех и Правительства Тульской области. В том же году Леониду Викторовичу вручили медаль «За усердие» и медаль РАРАН «За достижения в науке и технике». Но, пожалуй, главная награда талантливого конструктора – его ученики и последователи.

«Всю жизнь я учился сам и учил других. Перенимал опыт и особый взгляд на конструкторское дело своих руководителей – Аркадия Георгиевича Шипунова и Василия Петровича Грязева, более опытных конструкторов старой школы. А потом долгие годы готовил молодое поколение, вводил их в профессию и с удовольствием наблюдал за тем, как они становились профессионалами. Я и сейчас считаю, что молодежь во многом нас опережает – во всяком случае, во владении технологиями. Они еще наберутся опыта и будут незаменимы! Так было и во время моей молодости, когда одни конструкторы приходили на смену другим».

Степанов Л.В.