Парашютные системы «Технодинамики» помогут «Гагарину» вернуться на Землю

Парашютные системы «Технодинамики» помогут «Гагарину» вернуться на Землю

Фото: Роскосмос

60 лет назад в мировой истории открылась новая страница – советский военный летчик Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Накануне юбилейной даты «Ю.А. Гагарин» снова отправился на орбиту – имя космического первопроходца получил транспортный пилотируемый корабль «Союз МС-18», стартовавший с космодрома Байконур 9 апреля 2021 года. Планируется, что эта экспедиция продлится 191 сутки. Как и в апреле 1961 года, возвращение корабля на Землю обеспечат парашютные системы НИИ парашютостроения холдинга «Технодинамика». 

НИИ парашютостроения – единственный в России разработчик и производитель космических парашютных систем. Парашютами института оснащены все спускаемые аппараты и корабли в отечественной истории освоения космоса – от первого «Востока» до современных «Союзов», а также беспилотные корабли серий «Луна», «Марс» и «Венера».

Использование парашютных систем в составе космического аппарата обеспечивает безопасность приземления и ограничение максимальной перегрузки при работе системы спасения. 

Первая в мире космическая парашютная система была разработана инженерами НИИПС специально для корабля «Восток-1». Она состояла из вытяжного, тормозного и основного парашютов. Площадь купола основного составляла более 500 кв. м – ведь спускаемая капсула весила почти 2,5 тонны. Вытяжной использовался для ввода купола основного парашюта, а тормозной снижал скорость спускаемого аппарата до значений, когда свою работу может начать основной купол. 

Появившийся в 1960-х годах «Союз» был оснащен двумя парашютными системами – основной и запасной, а также тормозными посадочными двигателями. При этом основная парашютная система имела площадь купола 1000 кв. м. Кроме того, имелся запасной парашют площадью 574 кв. м. 

Для кораблей серии «Союз-ТМА» («транспортный, модифицированный, антропометрический»), начавших свой космический путь в начале 2000-х, парашютная система была изменена. В составе запасной парашютной системы появился тормозной парашют площадью 16 кв. м. Сами парашюты изготавливались из облегченного синтетического высокопрочного материала, который даже в условиях нагрева при 300 °С на протяжении 100 часов теряет только половину своей прочности, а кратковременные температурные нагрузки на него вообще никак не влияют. 

«В парашютном дивизионе «Технодинамики» НИИ парашютостроения обладает уникальной компетенцией – только в этом институте создают космические системы. За 60 лет, которые человечество покоряет космос, они не раз подтвердили свою надежность, благополучно доставив на Землю десятки экипажей. У «Союза СМ-18», как и у всей линейки модернизированных в 2016 году кораблей, парашютная система многокаскадная. Ее площадь составляет 1000 кв. м. Сначала выводится вытяжной парашют, стабилизирующий корабль, затем тормозной, снижающий его скорость, и после - основной. В случае выхода из строя основного, срабатывает запасной парашют площадью 590 кв. м», – прокомментировал генеральный директор холдинга «Технодинамика» Игорь Насенков.