Профессии Ростеха: инженер-технолог в авиастроении

Профессии Ростеха: инженер-технолог в авиастроении

Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Инженер-технолог – самая востребованная профессия в отрасли на сегодняшний день, уверен Дмитрий Тищенко, ведущий инженер-технолог Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А. Гагарина, филиала Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха. Каждый год промышленные предприятия оснащаются современными станками, их обновленными модификациями, дающими новые возможности для изготовления и обработки деталей. Инженер-технолог – основная движущая сила в этом процессе. Он должен знать, как работает станок, как написать технологический процесс для создания качественной детали.
 

− Дмитрий, каким был ваш путь в профессию?

− Первый раз я пришел на завод еще школьником, в 14 лет, поработать во время летних каникул. Помню, как меня впечатлил масштаб предприятия, количество людей, трудящихся на нем. Работал в цехе с отцом, делал базовые операции – сверление отверстий, нарезка резьбы. После школы целенаправленно решил поступать в Комсомольский-на-Амуре политехнический институт, чтоб вернуться на завод специалистом.

После окончания вуза и службы в армии пришел на завод слесарем-сборщиком. Поработал год, и мне предложили занять должность инженера-технолога в технологическом бюро нашего цеха. Профильное образование, опыт в качестве рабочего уже были, желание работать технологом – тоже, и я согласился. 

− Какие знания и опыт нужны в вашей профессии?

− В первую очередь – умение читать чертежи, т.е. специалист должен взять в руки чертеж и, проанализировав, представить, как он будет изготавливать деталь. Получается, что сейчас, в современном мире, деталь делает инженер-технолог. Рабочий лишь исполняет то, что прописано. Если раньше, лет 30 назад, в основном было универсальное оборудование, рабочему давали чертеж, и он по нему легко мог вручную сделать деталь. Сейчас же используются электронные модели. Задача технолога − получив конструкторскую документацию (электронную модель), разработать стратегию обработки детали: какую заготовку заказать, с чего начать обработку, на каком станке, применять приспособления или нет. Технолог должен сделать деталь дешево, но в соответствии с чертежом и минимальным применением инструмента и оснастки.

Во вторую очередь важен опыт. У меня был опыт работы слесарем на участке. Я знал материал, инструмент. Сейчас же зачастую молодые специалисты приходят с теоретическими знаниями без практического опыта. У нас на предприятии есть практика трудоустройства студентов последних курсов на КнААЗ на полставки. То есть у ребят есть возможность помимо теории, изучаемой в университете, закрепить свои знания на практике. Изнутри познакомиться со своей профессией и предприятием. Узнать какие-то особенности, получить дополнительные знания по ней, более осознанно сделать свой выбор. 

ОАК передала Минобороны партию серийных самолетов пятого поколения Су-57

− Дмитрий, с каким оборудованием вам приходилось сталкиваться в работе? Какие задачи стоят сейчас перед вами?

− На протяжении своей деятельности в качестве инженера-технолога я работал и работаю с самыми разнообразными программными продуктами для построения эскизов деталей, разработки технологических процессов, технических заданий на расчет управляющих программ, а также для разработки электронных моделей и деталей.

Самостоятельно освоил написание техпроцессов для новейших станков с ЧПУ, поставляемых на производство. Работал с различным материалом и деталями разных габаритов. Есть опыт в написании техпроцессов для обработки крупногабаритных деталей из алюминиевых сплавов на соответствующем оборудовании. Участвую в переводе изготовления деталей на высокопроизводительное оборудование. 

− Расскажите о профессиональных достижениях, которыми вы гордитесь. Какой проект для вас самый ценный?

− На протяжении своего профессионального пути в качестве инженера-технолога, а это уже 20 лет, я не раз менял цех, специфику и должность. И каждый раз мной двигал интерес и тяга к освоению нового оборудования. Как только в том цехе, где я работал, все налаживалось, было внедрено и работало в штатном режиме, мне становилось скучно, и я шел вперед. Чтобы наладить работу, порой приходилось не считаться с личным временем. Днем я мог работать как начальник технологического бюро, а вечером – как инженер-технолог: писал техзадания и разрабатывал техпроцессы.

В 2020 году за проделанную работу по улучшению технологичности конструкции и сокращению цикла изготовления агрегата для самолета пятого поколения я был награжден премией имени П.О. Сухого III степени. 

− Какие ваши дальнейшие планы? 

− Боюсь говорить (улыбается). Работаем. Перспективы есть.