Профессии Ростеха: испытатель ракетных двигателей

ОДК

Профессии Ростеха: испытатель ракетных двигателей

Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работает без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружияпромышленных дизайнерахмаркшейдерах и других специальностях. Герой сегодняшнего выпуска – испытатель ракетных двигателей.

О своем опыте и нюансах профессии рассказывает Купцов Юрий Николаевич, заместитель начальника цеха № 51 ПАО «ОДК-Кузнецов». Это самарское предприятие Ростеха является ведущим разработчиком и производителем авиационных и ракетных двигателей. В частности, вся пилотируемая космонавтика страны сейчас использует двигатели «ОДК-Кузнецов». На предприятии сосредоточен весь цикл – от изготовления и сборки узлов до испытаний готовых изделий.

– Юрий Николаевич, расскажите, пожалуйста, как попасть в профессию? Какое образование нужно? Сколько лет учиться?

– Испытателей готовят в учебном центре «ОДК-Кузнецов». Чтобы стать участником специальной программы обучения нужно иметь среднее профессиональное образование. Учеба в Центре длится от четырех месяцев, после этого необходимо пройти аттестацию на предприятии – сначала перед квалификационной, а потом перед цеховой комиссией. Но на этом учеба не заканчивается – она продолжается во время работы, и каждому новому испытателю помогают опытные наставники.

– Какие знания и опыт нужны?

– Во-первых, надо знать основы механики, электротехники, гидравлики и пневматики, правила ведения технической и рабочей документации при испытании двигателей. Это общие знания, специальных еще больше: технология сборки и проверки двигателя перед испытанием; порядок и способы проверки запуска и остановки двигателя; схемы смонтированных на стенде систем и разводки трубопроводов и, разумеется, их назначение; электросхемы систем запуска; правила регулирования агрегатов, установленных на испытываемом двигателе; допустимые величины параметров силовой установки и методы их замера; устройство и принцип действия сложных подъемно-транспортных механизмов и специальных устройств. И это минимум того, что должен знать испытатель.

– Какие навыки и умения самые важные?

– Здесь тоже получится длинный список. Надо уметь монтировать стендовые системы питания и сам двигатель на стенде, подсоединять к нему приборы. Чтобы испытать двигатель надо уметь его запускать, выводить на нужные режимы, а потом останавливать.

Важнейшие навыки для механика-испытателя и наладка стендовых систем измерения, и обвязка двигателя всевозможными трубопроводами и датчиками.

Несмотря на развитие автоматизированных систем учета параметров работы двигателя, важнейшими в профессии останутся человеческое чутье и опыт, которые машины заменить не смогут.

– С каким оборудованием работаете?

– Все зависит от того, какие испытания проводятся. Если это измерительные испытания, работа идет с датчиками давления, тяги, мощности. При стендовых испытаниях тестируются клапаны, арматура, трубопроводы. Во время испытаний системы управления регистрируются режимы работы двигателя. Исходя из этого и подбирается оборудование.

– Как проходит ваша работа?

– Двигатель поступает в испытательный цех из сборочного. Здесь он проходит контрольно-технологические испытания, комплексную проверку. Сначала проводится «холодная» проверка – двигатель испытывается без компонентов. Следующий этап – огневые испытания на испытательном стенде.

По результатам всех испытаний составляется документ, который подтверждает прохождение проверки на соответствие требований конструкторской документации.

– Как много специалистов вашей профессии в России?

– В «ОДК-Кузнецов» трудятся 327 испытателей ракетных двигателей. Это без учета сотрудников вспомогательного производства.

– Как вы думаете, какие перспективы у вашей профессии?

– Испытатели двигателей будут нужны до тех пор, пока нужны будут ракеты. Так что, профессия не потеряет своей актуальности. Несмотря на развитие автоматизированных систем учета параметров работы двигателя, важнейшими в профессии останутся человеческое чутье и опыт, которые машины заменить не смогут.