Танцующие в небесах: о пилотажной группе «Беркуты»

Танцующие в небесах: о пилотажной группе «Беркуты»

Пилотажная группа «Беркуты», выступающая на ударных вертолетах Ми-28Н и Ка-52 производства холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех, в апреле отмечает день рождения − 27 лет с момента первого показательного полета.    

Мастерство аэробатики

Выполнять фигуры высшего пилотажа в составе вертолетной группы отчасти сложнее, чем в самолетной. Причина тому – специфика аэродинамики машин и особенности взаимодействия в показательном полете. Расстояние между лопастями несущих винтов вертолетов в боевом порядке − около 10 метров. На скорости 200 км/ч любая ошибка может стоить жизни. Если для истребителей касание крыльями при групповом пилотаже чаще всего заканчивается лишь небольшим ремонтом после посадки, то для вертолетов соприкосновение кончиков работающих лопастей почти наверняка приведет к катастрофе. Кроме того, вертолет менее устойчив в воздухе, чем самолет. 

Все пилоты авиагруппы «Беркуты» − уникальные специалисты, военные летчики высшего класса, которые не только показывают пилотаж, но и обучают других летать на новых типах винтокрылых машин. Каждое их выступление приковывает внимание зрителей и вызывает неподдельный восторг. 

17855217.jpg

Официальным днем создания авиагруппы считается дата первого показательного выступления 11 апреля 1992 года в честь Дня космонавтики на аэродроме в подмосковной Кубинке. Тогда же их мастерство увидела широкая публика. Позже «Беркуты» приняли участие в летной программе «Мосаэрошоу-92», затем переименованного в авиасалон МАКС. Создателем группы был Герой Российской Федерации, заслуженный военный летчик, генерал-майор Борис Воробьев. 

 

Энтузиасты из Торжка

Авиагруппа создана на базе 344-го центра боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации, расположенного в Торжке Тверской области. Все участники группы являются действующими летчиками-инструкторами, которые выполняют боевые задачи, обучают других пилотов мастерству и создают рекомендации и пособия по эксплуатации различных типов вертолетов в строевых частях по всей России.

В этом одно из отличий «Беркутов» от штатных пилотажных групп Воздушно-космических сил России − «Стрижей» и «Русских витязей», где работа в группе – это основное занятие летчиков. В состав авиагруппы «Беркуты» входят наиболее подготовленные специалисты 344-го центра в Торжке, которые выступают на чистом энтузиазме.

Сегодня командиром группы является полковник Андрей Попов, летчик-снайпер, заслуженный военный летчик РФ. За минувшие 27 лет состав группы несколько раз менялся. Сейчас «Беркуты» обучают молодых летчиков, которые со временем научатся выполнять высший пилотаж в таких же экстремальных воздушных строях и порядках. 

Были в истории группы и трагические моменты. 2 августа 2015 года во время показательных выступлений под Рязанью у одной из машин отказал рулевой винт. Командир экипажа Игорь Бутенко сумел посадить неуправляемую машину и тем самым спасти жизнь штурману-оператору Александру Клетнову. Самому командиру спастись не удалось. 

_24_2010_3.jpg

Герб группы состоит из двух частей: в правой − силуэты четырех грозных машин Ми-24, в левой – символ группы, хищный беркут.

Авиагруппа выступает на всех крупнейших авиационных мероприятиях и праздниках. Кроме эффектных воздушных строев, специально подготовленных для шоу, команда демонстрирует элементы боевой подготовки, такие как групповой воздушный бой, прикрытие высадки десанта, блокирование района и другие. Сложные фигуры высшего пилотажа выполняются не только для красоты, но и для демонстрации возможностей современной российской техники: ее управляемости, маневренности и превосходства в бою. 

 

Ми-28Н и Ка-52: машины высшего пилотажа

«Беркуты» − одна из немногих пилотажных групп в мире, выступающих на боевых ударных вертолетах. Сначала летчики выступали на боевых вертолетах Ми-24, имеющих специальную окраску. Когда легендарные «Крокодилы» устарели, в 2012 году авиагруппа начала выполнять групповой и одиночный пилотаж на «Ночных охотниках» Ми-28Н. Также один из летчиков Торжокского авиацентра выполняет одиночный пилотаж на соосном вертолете Ка-52 «Аллигатор». Оба вертолета состоят на вооружении ВВС РФ.

3crbeE2btMk.jpg

Ударный Ми-28Н, применяющийся с 2009 года, предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника и малоскоростных воздушных целей в любое время суток. Благодаря своим летно-техническим характеристикам и повышенной маневренности, «Ночной охотник» способен демонстрировать фигуры высшего пилотажа, такие как петля Нестерова («мертвая петля»), переворот Иммельмана, «бочка», полет боком, полет назад и другие. Однако в целях безопасности далеко не все эти фигуры летчикам разрешают показывать во время выступлений. Производится вертолет в Ростове-на-Дону на предприятии «Роствертол», входящем в холдинг Ростеха «Вертолеты России».   

Ка-52 – ударный вертолет соосной схемы, у которого пара основных винтов вращается параллельно в разные стороны, а рулевой винт отсутствует. Это придает машине компактность и маневренность, что, например, оказывается очень важным при посадке на небольшие площадки или полетах при сильном боковом ветре. Другой особенностью «Аллигатора» является то, что экипаж сидит рядом в одной кабине, а не друг за другом, как в других ударных машинах. 


Iq6JhesjneE.jpg

Ка-52 способен поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя, а также выполнять разведывательную и командную функции. На машине можно демонстрировать фигуры высшего пилотажа: знаменитую «мертвую петлю», пикирование, «змейку», переходы из скольжения в скольжение, плоские развороты и другие. Вертолет состоит на вооружении с 2011 года и выпускается авиастроительной компанией «Прогресс» в городе Арсеньев Приморского края. ААК «Прогресс» также является частью «Вертолетов России».