Третий выпуск #НашКраш: в поисках небьющегося стекла

Третий выпуск #НашКраш: в поисках небьющегося стекла

Можно ли разбить саркофаг, который защищает Ленина? Из чего делают фонари кабин для самых современных российских истребителей? Как испытывают остекление скоростных поездов и кораблей?

Ответы на эти вопросы ищите в новом выпуске проекта #НашКраш, где известный военный журналист Алексей Егоров тестирует различные типы стекла на испытательной станции ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина − головной организации холдинга в отрасли химической промышленности Госкорпорации Ростех. Здесь производится более 100 видов изделий конструкционной оптики для разнообразной техники.

В послесловии к выпуску начальник сектора высокопрочного транспортного остекления и прозрачных бронеэлементов ОНПП «Технология» Дмитрий Чечин рассказал ведущему о том, как производится и испытывается современное остекление для самолетов, вертолетов и поездов.
 

− То, что мы сегодня били, разбивали, ломали, что это за материал?

− Это монолитный поликарбонат, будущее высокопрочных, высокоскоростных транспортных элементов как минимум на ближайшие 20 лет.

− Сколько стран в мире владеют технологией создания стекол из поликарбоната?

− Несколько стран в Европе, США, Китай и, естественно, Россия.

− В чем ваше принципиальное отличие от всех остальных производителей?

− Наше отличие в том, что мы умеем делать изделия остекления из листового монолитного поликарбоната. Все остальные страны делают это с помощью литья под давлением. Это очень дорого и трудоемко.

− То есть оба фонаря Су-57, которые мы били в передаче, сделаны из листового поликарбоната?

− Да, изначально это был плоский лист. Дальше его нагревают, придают форму в печи и затем обрабатывают на пятикоординатном ЧПУ-станке.


− И вы хотите сказать, что никто в мире эту технологию не освоил?

− У всех, кто пробовал, не удалось сохранить оптические характеристики изделия. Изделия получались с высокими искажениями, что мешало пилоту, машинисту, водителю и так далее. В наших изделиях есть искажения в допустимых пределах. Они позволяют пилоту на тех скоростях, на которых это изделие эксплуатируется, полностью выполнять задачи.

− Как вы думаете, можно ли такие стекла, по такой технологии выпускать на потоке?

− Да, конечно.

И в этом принципиальное отличие от того, что делают на Западе?

− Да.

− Соотношение цены при одинаковой площади вашего стекла и их?

− Разница будет в сотни раз.

− Давайте обсудим очень важный образец – импортозамещенное стекло для российского самолета SSJ-100. С внешней стороны оно изуродовано выстрелом птицей, а изнутри осталось абсолютно гладким, безопасным для пилота. Это что за стекло?

− Это многослойное силикатное остекление, оснащенное электрообогревом. В основе любого остекления используется либо силикатное стекло, либо органическое (полиметилметакрилат), либо поликарбонат. Либо их сочетание.

− Ленин в мавзолее у нас чем укрыт?

− Силикатом.

− На заводе рассказывают легенду, что, когда это стекло сдавали, пришел человек чуть ли не из Кремля и сразу же в это стекло выстрелил из пистолета.

− Это легенда, подтвердить ее или опровергнуть мы сейчас не сможем. Но ни Ленину, ни стеклу после такого выстрела ничего бы не было. 

− Поликарбонатное стекло – более современное?

− Да. Разработали поликарбонат в компании Bayer в 1950-х годах. Сейчас он используется уже повсеместно. В авиации поликарбонат появился примерно в 70-х годах прошлого столетия. На данный момент остекление, которое мы изготавливаем для авиации, полностью сделано из отечественного сырья.

Ростех расширит возможности сертификации авиационной техники в России

− Как проходят испытания авиационных стекол?

− Авиационное остекление устанавливается перед пушкой под определенным углом. Этот угол равен углу эксплуатации во время полета. В пушку заряжается птица определенной массы, для вертолетов это одна масса, для самолетов другая. Пушка выстреливает, птица летит с нужной скоростью и сталкивается со стеклом. После этого оценивается состояние внутреннего и наружного слоя.

За испытываемым остеклением устанавливается так называемый «свидетель», изготовленный из алюминиевой фольги определенной толщины. Если на нем в процессе испытаний появляется хотя бы одна небольшая дырочка, значит, остекление испытаний не прошло. То есть от остекления откололся кусочек и повредил лицо пилота.

− Стекло от вертолета Ка-62 с трещиной прошло или не прошло испытание?

− Это остекление изготовлено по технологии триплекс из монолитного поликарбоната и органического стекла полиметилметакрилата. Данное стекло прошло испытания, а трещина, которую мы видим – это результат трех попаданий птицей, имитация встречи со стаей. Ситуация рабочая, но крайне редкая.

− По стеклу для SSJ-100 тоже стреляли птицей?

− Да, на очень большой скорости – 650 км/ч.

− Сейчас, когда появляются новые поезда, и нам обещают, что из Москвы в Питер мы будем добираться не за четыре, а за два часа, и здесь нужны новые стекла?

− Да, скорости уже самолетные, соответственно, и остекление должно их выдерживать. Мы постоянно работаем над повышением прочностных и оптических свойств разрабатываемого остекления.

− На этом скоростном локомотиве стекло будет силикатное или поликарбонатное?

− Стекло будет комбинированное, в нем будут и силикатные слои, и поликарбонатные.

− Почему нельзя сделать полностью из поликарбоната?

− Поликарбонат – вязкий материал и поддается царапанью. Для того чтобы его защитить во время работы дворников на малых скоростях движения, необходимо применить силикатный слой.

− Остекление истребителя Су-57 – тоже не просто поликарбонатное? Там еще есть какие-то слои?

− Да, данное остекление не монолитное. Это многослойное остекление с нужными покрытиями.

− Какие свойства стеклам бывает необходимо придать?

− Бывает электрообогрев. Бывает электрохромное затемнение, когда под действием электричества стекло меняет свое светопропускание. Бывает покрытие для радионезаметности, покрытие, повышающее абразивостойкие, противобликовые свойства. Также применяется золото для защиты пилотов от солнечного и теплового излучения. На высоких скоростях другие условия эксплуатации и другие режимы, и воздействие другое, поэтому необходимо создавать остекление, которое будет держать пилота в безопасности.

Сделано в Ростехе: высокопрочное стекло

− Почему все эти стекла, по которым мы били птицами и гирями, вы не называете бронестеклами?

− Потому что бронестекла испытываются огнестрельным оружием, а эти − нет.

− Как вы думаете, какие-то из этих стекол можно поставить на броневики?

− Конкретные стекла – нет, но материалы, которые используются в этих стеклах, будут использованы в остеклении для броневиков. Такие работы ведутся.

− Правильно я понимаю, что все стекла, представленные здесь, это вещи более сложные, чем классические стекла на броневике?

− Да. На броневиках используется многослойная композиция из силикатного стекла, и, как правило, остекление плоское. Здесь же сложнопрофильные изделия, изогнутые, с высокими оптическими характеристиками.

− Сейчас где-то на гражданских объектах используются эти технологии?

− Остекление из монолитного поликарбоната сейчас применено при производстве катера «Комета».

− А в будущем, как вы думаете, где появятся?

− В будущем они появятся на высокоскоростных поездах и на гражданских самолетах.

− Насколько эти стекла российские?

− Материал полностью наш, он изготовлен на нашей территории с использованием наших полезных ископаемых.