Успешные в «неженском деле»: конструктор выходных устройств двигателей

Успешные в «неженском деле»: конструктор выходных устройств двигателей

Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация

Разработка двигателей, казалось бы, чисто мужская тема. Тем не менее в создании современных силовых установок для авиации и других отраслей принимают участие и женщины. Женщины-инженеры на деле доказывают, что любую работу можно делать достойно и при этом достичь успеха независимо от пола. В канун Международного женского дня представляем вам истории о женщинах, выбравших инженерную стезю.

Ольга Левитова − начальник конструкторского отдела композиционных материалов и выходных устройств «ОДК-Сатурн», предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха в городе Рыбинске − рассказывает о профессиональном пути, мотивации в работе, двигателях будущего и навыках, необходимых инженеру-конструктору.

О профессиональном пути

Я окончила Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева по специальности «Инженер-технолог» по направлению «Проектирование авиационных двигателей и энергетических установок». Интерес к специальности пришел только во время обучения в вузе. Что удивительно, в школе мне не очень хорошо давались точные науки, хотя мои родители и бабушка являются инженерами-конструкторами.

Тем не менее после окончания школы я решила поступать в технический вуз и без проблем сдала вступительные экзамены на факультет авиадвигателестроения. Уже в процессе обучения я поняла, что данное направление мне очень интересно. Учеба давалась достаточно легко. Поэтому позднее я решила поступать в аспирантуру и одновременно работать на «Сатурне» инженером. 

Будучи по специальности инженером-технологом, я сначала хотела устроиться в производственное подразделение, но мне предложили работу в ОКБ-1, в бригаде выходных устройств. Это была неожиданная удача: еще во время учебы часть предметов у нас пересекалась с предметами конструкторов, и меня интересовало именно конструкторское направление деятельности. Мне было интересно создание самого двигателя, а ОКБ – это то место, где рождается двигатель, где определяется его конструктивный облик.

Когда я пришла в конструкторское бюро, первое впечатление было неоднозначным. С одной стороны, я была рада, что оказалась в профессиональной команде, с другой стороны, понимала, что очень нескоро смогу стать таким же хорошим профессионалом, как мои коллеги. Тем не менее благодаря коллективу я достаточно быстро получила нужные мне профессиональные навыки: за шесть лет прошла путь от инженера-конструктора до начальника конструкторской бригады. 

Мои родители также работают в «ОДК-Сатурн» конструкторами в отделе механизации и автоматизации службы главного инженера. Муж, как и я, работает в ОКБ-1, так что это у нас семейное.

О работе

Мой отдел разрабатывает детали двигателей, изготавливаемые из полимерных композиционных материалов, проектирует широкую линейку различных узлов: выходных, входных устройств, деталей каналов наружных контуров двигателей. Выполняет тепловые и аэродинамические расчеты выходных устройств и подкапотных пространств.  

Мы зачастую решаем задачи, которые имеют длительный цикл реализации: от идеи до создания реальной конструкции могут пройти годы. Чтобы получать радость от ежедневной работы, я стараюсь концентрироваться на локальных задачах. Когда понимаю, что они решены качественно, работа выполнена в срок, это приносит большое удовлетворение. И когда наше решение реализуется в каком-то узле техники, это – особенная радость.

Самое сложное сейчас, учитывая ограниченность наших ресурсов, – это многозадачность. Хочется все выполнить в полном объеме и на высшем уровне. Поэтому необходимо правильно расставлять приоритеты. 

О женщинах-конструкторах

В нас еще со школы заложен стереотип, что по разным причинам женщине сложно добиться успеха в профессии, где в основном работают мужчины. В технических вузах учится мало женщин: в моей группе, например, было всего пять девушек. После окончания вуза, как правило, не все идут работать на предприятия, а выбирают другие направления деятельности. Но я не считаю, что есть какие-то объективные препятствия, отличия в образе мышления, способные помешать женщине работать конструктором.

Сейчас эти стереотипы постепенно стираются. В сферы, которые раньше считались мужскими, приходит больше женщин. В ОКБ-1 работает довольно много женщин, и они отлично справляются со своими задачами. К тому же они общаются со своими семьями, друзьями, которые видят, что эти женщины успешны, что им нравится то, чем они занимаются. Это как раз способствует тому, чтобы женщин в профессии становилось все больше.

О двигателях будущего

В 2014 году в связи с импортозамещением мы стали разрабатывать новые модификации газотурбинных двигателей морского исполнения. Для морских ГТД наш отдел разрабатывал подмоторные рамы, кожухи двигателей, газоотводы. Наиболее интересной задачей было создание модуля газораспределения реверсивной силовой турбины для двигателя морского применения. Это была новая и нестандартная задача: наш отдел ранее не создавал узлы с подвижными механизмами. Данное направление отличается по специфике от создания выходных устройств.

Тем не менее задача была успешно решена в установленные сроки, двигатель показал свои заданные характеристики, наш узел успешно прошел ресурсные испытания. Для меня это был первый проект, в котором я занималась разработкой узла, начиная от эскизных компоновок и первых чертежей до сопровождения изготовления в производстве и испытаний. В тот момент я поняла, насколько интересна наша работа. 

Первые образцы двигателя ПД-8 проходят испытания

Также наш отдел разрабатывает детали канала наружного контура для МСУ с двигателем ПД-8. Он сейчас находится на этапе опытно-конструкторских работ, разработана рабочая конструкторская документация. В изготовлении находятся следующие двигатели. Готовимся к дальнейшему проведению инженерных и сертификационных испытаний на полноразмерном ГТД, а также на установках для поузловых испытаний. 

Важной задачей для российского двигателестроения является создание широкой линейки газотурбинных двигателей, применяемых на различных объектах. Не так много стран, которые могут полностью разрабатывать и производить двигатели. Мы такими компетенциями обладаем, и нам нужно их сохранить, приумножить и, как и прежде, всегда направлять на благо отечественного двигателестроения.

С каждым годом требования к двигателям ужесточаются в части экологичности, надежности и т.д. В какой-то момент соответствовать новым требованиям с существующими техническими решениями будет все сложнее и сложнее. Будем развиваться, искать новые решения!

Молодым специалистам

Важно выбирать то направление, которое интересно, тогда вы будете успешно развиваться как специалист, и зарплата будет достойная. Не бойтесь участвовать в решении сложных задач и улучшать коммуникации со своими коллегами, так как реализовать какие-то глобальные проекты можно только в коллективе.

Для инженера-конструктора важен навык поиска нужной информации, хорошее пространственное мышление, умение решать нестандартные задачи. И, конечно, инженеру нужен огромный опыт, багаж наработанных грамотных технических решений для применения на практике. Не нужно переделывать то, что хорошо работает. Чем больше опыт, тем больше решений сможет сгенерировать конструктор.

Настоящий инженер проявляется в том, как он выявляет свои ошибки и как принимает меры по их устранению. Так формируется незаменимый опыт профессионала высокого уровня. 

Наше руководство и коллектив поддерживают молодых специалистов в их развитии. Много интересных программ, конкурсов в качестве предложений поступает от ОДК, руководства компании, службы генерального конструктора, отдела кадров, и мы максимально в них участвуем. 

У нас каждый вносит свой вклад в общее дело. Даже если человек только пришел и делает первые шаги, он в любом случае уже участвует в процессе и может считать себя конструктором, созидателем, что заслуживает особого уважения.