В горниле тяжелых испытаний

В горниле тяжелых испытаний

Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» – московское предприятие, обеспечивающее по полному циклу производство авиационных двигателей для самолетов МиГ, Су. В годы Великой Отечественной войны его предшественник − авиамоторный завод №45 − был одной из главных целей немецких бомбардировщиков. В 1943 году сюда подростком пришла работать Лидия Михайловна Юсова.

Лидия родилась в деревне Тверской (тогда Калининской) области. В два года девочка потеряла маму. Отец-тракторист остался с тремя детьми от 2 до 8 лет, еще один ребенок родился в следующем браке. Тем не менее с началом войны отца Лидии забирают на фронт. В 1943 году семья получает от него последнее письмо – Михаил Григорьевич погибает под Житомиром.

Лидия Михайловна, вспоминая об оккупации родной деревни в октябре 1941 года, рассказывает, что враги пришли накануне православного праздника Покрова. В домах было много праздничной еды, которую немцы конфисковали, как и теплую одежду – в это время уже стояли морозы. Впрочем, оккупация была недолгой, и советские войска быстро отбили деревню, которая не сильно пострадала от нашествия.

И все же даже в освобожденной деревне жизнь для сироты была тяжелой – Лидия решет отправиться учиться в столицу. В ремесленное училище, где уже устроились ее подруги, принимали только с 14 лет. Лидии не хватало года, и пришлось выпросить в управлении колхоза справку с нужным возрастом.

960px-Mikulin_AM-38F.jpg
Двигатель АМ-38Ф для Ил-2. Фото: wikipedia.org

Не без приключений Лидия поступает в училище в Москве, но его расформировывают и всех студентов отправляют на производство. В 13 лет героиня попадает на завод №45, где производили двигатели для штурмовика Ил-2 – самого массового боевого самолета той войны.   

Здесь героиня осваивает сразу несколько специальностей – фрезировщика, токаря, шлифовальщика, за что на заводе ее прозывают «палочкой-выручалочкой». Работать приходилось по 12 часов, часто две смены подряд, без выходных. Лидия Михайловна рассказывает, как в два часа ночи станочников из общежития забирала машина, чтобы днем из только что произведенных деталей собрать мотор для нового штурмовика.

Непростой в то время была не только работа, но и условия жизни. Героиня вспоминает, что в ее комнате в общежитии жили 28 человек, некоторые – с семьями и детьми. Были большие трудности с едой – Лидии приходилось самой заботиться о пропитании, ведь поддержки семьи и родных у нее не было. Продовольственные карточки приходилось продавать – готовить было негде. Лидия Михайловна рассказывает, как жила на одном хлебе, который выдавался за хлебные карточки, 650 грамм в день.  

Один случай запомнился Лидии Михайловне на всю жизнь. Однажды у героини украли продуктовую карточку, на которую оставалось жить еще 10 дней. Лидия пошла на вынужденный шаг – легла в больницу с вымышленным аппендицитом и так продержалась до получения следующей карточки. 

Юсова-конференция завода 1947 год.jpg

Когда закончилась война, Лидия была в общежитии. Помнит невероятную радость и при этом грусть, что отца нет в живых в этот момент. Тем ранним утром все заводчане отправились пешком на завод праздновать победу.

После войны Лидия Михайловна до 1985 года работала станочницей широкого профиля в цехах завода «Салют», затем до 2011 года трудилась в заводской лаборатории. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», является почетным моторостроителем и заслуженным машиностроителем РСФСР. Ежегодно Лидию Михайловну можно увидеть на праздновании Дня Победы в стенах завода.