«Война показала, что такое настоящая дружба»

«Война показала, что такое настоящая дружба»

Фото: Журнал «PROдвижение»

Многие сотрудники предприятий холдинга «Росэлектроника» были удостоены различных наград за время Великой Отечественной войны. В то время как одни сражались на поле боя, другие самоотверженно трудились в тылу – выполняли несколько норм за смену у станка. После войны ветераны сыграли особую роль в развитии предприятий – многие из них проработали здесь по несколько десятилетий, создав мощный технологический задел для всей радиоэлектронной отрасли страны.

Ветераны «Росэлектроники» рассказывают о военных буднях и, конечно же, вспоминают тот главный момент, который объединяет все истории, – День Победы.


Владимир Петрович Куклев

Доктор технических наук, профессор, один из ведущих российских специалистов в области разработки систем отображения информации. За время войны был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги». В этом году Владимиру Петровичу исполняется 102 года. 


IMG_8468 (2).jpg Владимир Петрович родился 19 июля 1920 года в селе Мусόрка Самарской области. В 1938-м поступил в Саратовский государственный университет на физико-математический факультет, что и определило его будущий профессиональный путь.

Еще в школьные годы Владимир Петрович заинтересовался авиацией и, поступив в СГУ, добился зачисления на военную авиационную кафедру. Тогда же Владимир Петрович всерьез увлекся вождением автомобиля и вскоре сдал экзамены в автоинспекции, получил водительские права.

Война застала Владимира Петровича в Ленинграде – на третьем курсе он перевелся из Саратовского университета в Ленинградский. В блокадном городе бывшие студенты были направлены сначала на оборонные работы (ремонт участков поврежденных взлетных полос полевых аэродромов под Ленинградом), а позже – в батальоны аэродромного обслуживания.

В 1942–1945 гг. в составе подразделений Волховского фронта Владимир Петрович участвовал в боях под Синявином, а после контузии и лечения в госпитале – в составе 16-й отдельной роты земного обеспечения самолетовождения.

Первый день победы, 9 мая 1945 года, Владимир Петрович Куклев встретил во фронтовых условиях под Кенигсбергом.

После войны Владимир Петрович продолжил обучение в Ленинградском электротехническом институте им. В.И. Ульянова (Ленина), совмещая с работой на заводе №206 МСП. В его трудовой биографии отмечены многие места работы: НПО «Алмаз», ТГУ СМ СССР, НИИ «Платан», АО «НИИАА». И ни разу Владимир Петрович не изменил избранной специализации – развитие отечественной радиоэлектроники.

Более 50 лет Владимир Петрович посвятил решению важнейших задач в области радиотехники, совершенствованию систем управления различного назначения в условиях эксплуатации космического, авиационного, морского и наземного базирования.


Александр Назарович Давыдкин

Во время войны работал на 81-м авиационном заводе в Москве, позже служил на Балтийском флоте, крейсере «Максим Горький». После войны устроился на Рязанский радиозавод, где от механика дошел до начальника выходного участка цеха по сборке кварцевого генератора.


Александр Назарович (2).jpg 1941 год. Война. Мне 14 лет. Отец на фронте. Как единственный оставшийся мужчина в семье, я должен был заботиться о маме и трех сестричках. Пошел учиться в ремесленное училище. Когда там получал пайки, бегал 50 километров через лес в свою деревню Дорофеево Спасского района, чтобы передать их семье. Мама все причитала, как меня в лесу волки не съели. Сыты, наверное, были. Не знаю, кто кого больше боялся, я волков или они меня.

1942 год. В 15 лет попал на 81-й авиационный завод в Москве. Работали на нем мы – малолетки и пожилые люди. Строили самолеты, которые потом, после испытаний, отправляли в бой. Смены были по 12 часов, с завода не выходили неделями, ничего не ели. В один момент мы с друзьями не выдержали и ночью на поезде приехали в Рязань. Мать – в слезы, настолько я был истощен.

Следом устроился на швейную фабрику «Заря» на улице Ленина. В то время детсадов не было, и женщины были вынуждены брать детишек на фабрику. Я с этими детишками занимался по возможности. Когда машина ломалась, отрывался от малышей и настраивал ее. Позже настало время сборов в Сельцах (это сейчас база десантников). Там набирали мальчишек для службы. Приезжали люди сначала с Черноморского флота, потом с Балтийского флота, куда меня и забрали.

1943 год. В 16 лет меня распределили на краснознаменный крейсер «Максим Горький». Эскадра крейсеров в составе «Кирова» и «Максима Горького» шла в наступление, а впереди рыскали за подводными лодками торпедные катера, чтобы нас не подорвали.

В войну узнал, что такое настоящая дружба, дружба без чинов и званий. Я благодарен каждому и каждого близкого друга бережно храню в памяти до сих пор: командир первого ранга крейсера Александр Герасимович Ванифатьев и командир дивизиона движения Анатолий Иванович Индейцев. Вот, даже некоторые фамилии помню!

1944 год. Мы расстреливали немецкие корабли и помогали сухопутным войскам. Когда были в Польше, на нас напали немецкие самолеты, и одна бомба попала в корму. Нам повезло, что не сильно разбили. Мы быстро подремонтировали крейсер, поставили новые винты и пошли дальше. А дальше все обходилось мирно, потому что немцы уже отступали.

Так дошли до Кенигсберга, где был устроен немцам котел. Недалеко от города была немецкая военно-морская база Пиллау, которая считалась лучшей в мире. Немцы хотели через эту базу вывезти свой офицерский состав из котла. Но стоило им отойти метров на 800, как наши торпедные катера расстреляли немецкий транспорт, он завалился на бок и пошел ко дну.

1945 год. Ночь. В 4 часа радисты поймали сообщение о полной капитуляции Германии. Весь состав поднялся! Все, что могло стрелять, стреляло до утра! Эти эмоции не передать словами.

А потом пошла рядовая служба. Служил я на корабле еще восемь лет.

1953 год. После демобилизации я вернулся в Рязань. Устроился сначала на завод САМ, но душа к нему не легла, поэтому я пришел на Рязанский радиозавод. Своими руками собирал технику завода и потихоньку от механика дошел до начальника выходного участка девятого цеха по сборке кварцевого генератора.

Раньше завод выпускал танковые радиостанции. У меня на участке собирались все блоки, которые по цеху монтировали. Мои ребята собирали их в станцию, девчонки монтировали, регулировщики настраивали, ставили на прогон. После испытаний радиостанций заявляли их военному заказчику.