За особые трудовые заслуги

За особые трудовые заслуги

На предприятиях Госкорпорации Ростех трудятся десятки и сотни тысяч сотрудников, высококлассных специалистов в самых разных областях, честно и добросовестно работающих на благо нашей страны. За особые трудовые заслуги перед государством и народом некоторые из них удостоены звания Героя Труда Российской Федерации. В сегодняшнем материале – рассказ о людях, внесших весомый вклад в развитие отечественной науки и промышленности. 

Пекарш Александр Иванович, директор Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина, филиала АО «Компания «Сухой»

На Комсомольский-на-Амуре авиационный завод Александр Иванович пришел по окончании в 1978 году вуза. На новом месте Александр Пекарш зарекомендовал себя как квалифицированный специалист-самолетостроитель, обладающий к тому же хорошими организаторскими способностями. Пройдя все этапы карьерной лестницы и проявив компетентность и постоянное стремление к росту, Александр Иванович в 2006 году стал руководителем одного из градообразующих предприятий Комсомольска-на-Амуре.

За то время, пока Александр Иванович возглавляет авиазавод, предприятие добилось серьезных успехов: тут и освоение производства нового самолета Су-30МКК, и выполнение контракта для Минобороны России на сверхманевренные истребители Су-35С, и техническое переоснащение предприятия, и профессиональная подготовка сотрудников вкупе с повышением их мотивации. И в этом нет ничего удивительного: человек, руководствующийся принципами профессионализма и ответственности, по-другому работать не умеет. «От наших решений во многом зависит судьба предприятия, его загрузка, обеспечение людей работой, их мотивация на труд. На это нацелены все наши усилия: на выполнение плановых заданий, на развитие предприятия, на улучшение условий для людей, укрепление технологической дисциплины», – считает Александр Иванович.

i9UMXUNAXYmzImkfYGFaHr9PhAsyCJ3B.jpeg
Фото: пресс-служба Президента РФ

Помимо руководства большим предприятием, Александр Иванович ведет серьезную научную работу: он автор 15 монографий и имеет на своем счету 15 изобретений и два свидетельства, а кроме того возглавляет кафедру в Комсомольском-на-Амуре государственном университете.

Такая профессиональная и научная работа не может оставаться незамеченной. Задолго до присвоения звания Героя Труда Александр Пекарш получил признание как инженер, став в 2002 году лауреатом Всероссийского конкурса «Инженер года», в 2001 году ему была присуждена медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а в 2009-м – орден Почета. Есть в активе Александра Ивановича многочисленные награды и премии ОКБ «Сухого», Союза машиностроителей России, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России, МЧС России, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Наконец, в 2022 году указом президента Александру Ивановичу присвоено звание Героя Труда Российской Федерации.

Одним из главных правил в работе Александр Пекарш называет неустанное движение вперед: «Нельзя расслабляться и почивать на лаврах, надо ставить новые цели и достигать их. Человек движется вперед, только когда он не в полной мере удовлетворен результатами своего труда». «Появится новая тема, как это всегда и было. Конструкторская мысль не дремлет. Мы делали и будем делать лучшие самолеты для нашей России. Это наша главная задача, это – наша судьба» – таково профессиональное и жизненное кредо Александра Ивановича.


Кузнецова Мария Александровна, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина

Звание Героя Труда в современной истории нашей страны появилось относительно недавно, в 2013 году, но и до этого на предприятиях, ныне входящих в контур Госкорпорации Ростех, трудились люди, добившиеся особенно высоких результатов в своем деле и удостоившиеся за это звания Героя Труда, но только Социалистического. Именно таким специалистом была Мария Александровна Кузнецова, работавшая в Арсеньевской авиационной компании «Прогресс», где сейчас изготавливают знаменитые разведывательно-ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», современные Ка-62.

Освоив профессию слесаря-инструментальщика и придя на завод, Мария Александровна посвятила авиационному предприятию 45 лет кропотливого труда. За это время она сумела вырасти до мастера производственного участка, приложила руку к выпуску практически всего перечня продукции предприятия: от спортивного самолета Як-18 различных модификаций до боевого вертолета Ми-24. Довелось даже стоять у истоков освоения легендарной «Черной акулы» – вертолета Ка-50.

arsenyev-net-28-1.jpg
Фото: пресс-служба администрации Арсеньевского городского округа

Многолетний добросовестный труд и профессиональные достижения были отмечены присвоением в 1976 году звания Героя Социалистического Труда. Помимо высокого звания, о трудовых заслугах Марии Александровны свидетельствуют ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, а в 2015 году этот список наград пополнился почетным знаком директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России.

Заслуги Марии Александровны перед предприятием не исчерпываются собственно профессиональной деятельностью. Важно не только самому применять на практике знания и умения, но и передать этот опыт молодым специалистам. С этой целью на арсеньевском «Прогрессе» организован совет наставников, и первым его председателем была именно Мария Александровна Кузнецова.


Поляков Виктор Анатольевич, заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО «ОДК-Сатурн»

Виктор Анатольевич – потомственный моторостроитель. Еще его дед работал на том же заводе, рыбинском «ОДК-Сатурне», где вот уже почти 47 лет трудится сам Виктор Поляков. «Серьезный этап истории семьи на предприятии прошли родители – Анатолий Александрович и Клавдия Степановна Поляковы. Горжусь ими. И тем, что уже четвертое поколение нашей семьи трудится на заводе. Продолжателями династии являются мои сын Илья и дочь Ирина. Ирина Викторовна работает в управлении по социальным программам, Илья Викторович выбрал для себя профессию конструктора», – рассказывает Виктор Анатольевич.

На предприятие начинающий инженер-конструктор Виктор Поляков пришел после окончания в 1975 году Рыбинского авиационного технологического института. Позже, уже в 1990-е годы, пришло время для второго высшего образования – в Академии им. Г.В. Плеханова.

Начав слесарем-сборщиком, Виктор Анатольевич прошел все этапы роста на «цеховом полу», от мастера до начальника цеха, постепенно дойдя до руководящих должностей. На разных этапах карьеры ему доводилось заниматься материально-техническим снабжением, становлением двигателей для легких летательных аппаратов, развитием производственной кооперации, возглавлять производственную службу предприятия.

01.jpg
Фото: пресс-служба Президента РФ

Знаковой вехой в своей профессиональной деятельности Виктор Поляков называет освоение серийного производства двигателя РД36-51А, который и сегодня считает одним из конструкторских шедевров мирового двигателестроения.

По признанию Виктора Анатольевича, вся его сознательная жизнь на заводе проходит с двигателем Д-30. «На протяжении почти 50 лет в ПАО «ОДК-Сатурн» выпускается двигатель, который имеет огромное значение не только для предприятия, но и для всей страны. Наверное, так сложились звезды, что именно рыбинский моторостроительный завод стал серийным изготовителем авиационных двигателей семейства Д-30. Это труд нескольких поколений моторостроителей, в том числе и трудовой династии моей семьи. Мой отец был награжден орденом Ленина за освоение двигателя Д-30КП. Я пришел на предприятие, когда двигатель выпускался уже три года, участвовал в его сборке», – рассказывает он.

Признанием особых заслуг Виктора Полякова перед государством и народом стала золотая медаль Героя Труда, а также звание почетного авиастроителя, медаль Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и другие многочисленные награды и регалии.

В числе профессий, определяющих достоинство нации, профессию инженера Виктор Анатольевич ставит в первой тройке по значимости: «Я инженер и благодарен судьбе за то, что уже 47 лет работаю на «Сатурне». Значимость этой профессии трудно переоценить. Инженер – по факту создатель. Не важно – конструктор или технолог – он создает то, чем пользуется все человечество. Где человек работает не только физически, но и вкладывает большую составляющую умственного труда, там концентрируются идеи, знания и опыт. Отсюда престиж профессии инженера в обществе и на предприятии. Твердо уверен, что трудом, интеллектом и руками инженеров и рабочих обеспечивается достоинство нации, потенциал страны, что профессия инженера не может не быть востребованной и уважаемой в обществе. Так должно быть, так есть и так будет».