По Черному морю на «Комете»

По Черному морю на «Комете»

Фото: АО «Судостроительный завод «Вымпел»

«Комета 120М» – пассажирское судно на подводных крыльях, которое за два часа доставит вас по Черному морю из Севастополя в Ялту. Производится оно на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» Концерна «Калашников». О том, что общего между «Кометой» и самолетом и куда «полетит» новое судно на подводных крыльях этим летом – в нашем материале.

Возвращение «Кометы»

Производство теплоходов на подводных крыльях отечественные судостроители начали осваивать с конца 1950-х годов. Благодаря гениальному конструктору Ростиславу Алексееву был создан ряд моделей, которые по своим показателям обошли зарубежные аналоги. В Советском Союзе такие суда курсировали по Черному, Азовскому, Балтийскому, Каспийскому и Японскому морям, а также по Волге, Дону и Дунаю, Онежскому озеру и Байкалу. Больше половины из построенных судов поставлялись за рубеж: Польшу, Югославию, Грецию, Италию, страны Африки и Латинской Америки. В те годы СССР был мировым лидером в производстве этого вида транспорта.

В конце прошлого столетия интерес к судам на подводных крыльях стал ослабевать, их вытеснили с рынка другие виды водного транспорта. Однако в наши дни они снова оказались востребованы, и выпуск отечественных теплоходов на подводных крыльях решили возобновить.

В 2013 году, после почти 20-летнего перерыва, на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» (входит в Концерн «Калашников») состоялась закладка морского судна на подводных крыльях нового поколения – проекта 23160 «Комета 120М». Торжественный спуск на воду состоялся в октябре 2017 года.

Как сообщили на предприятии, всего планируется поставить порядка 20 единиц на Черное море. При этом к новой «Комете 120М» уже проявляют большой интерес и потенциальные покупатели из-за рубежа. Так что, как считают специалисты, у нее отличные экспортные перспективы, тем более учитывая тот факт, что эксплуатация «Кометы 120М» предусматривается и в тропических морях, а согласно международной классификации плавание судна допускается и в зонах река-море.

Новый уровень комфорта

Первую «Комету» на подводных крыльях в КБ Алексеева создали в 1961 году. При разработке новой «Кометы 120М» учитывался этот опыт, а также история создания и других отечественных теплоходов на подводных крыльях: «Колхида», «Катрина» и так далее. Новая «Комета 120М» внешне напоминает их. Визуально судно не претерпело сильных изменений: длина – 35,2 м, ширина – 10,3 м, пассажиры размещаются в передней и средней части судна; на корме, вблизи двигателей, находится ходовая рубка. Неизменным осталось и предназначение – бороздить прибрежные воды морских акваторий, осуществляя скоростные пассажирские перевозки. В остальном по сравнению с прошлой «Кометой» новшеств много: это отделка, шумо- и виброизоляция, новое радионавигационное оборудование, два новых двигателя.

Среди основных отличий «Кометы 120М» от ранее построенных аналогов – в первую очередь высокий уровень комфорта пассажиров. Судно оснащено современными просторными салонами эконом- и бизнес-класса, а также автоматической системой снижения качки и перегрузки, новейшими системами кондиционирования. Вместимость салона 120 пассажиров, 25 из которых в бизнес-классе, 95 – в общем.

Kometa-120M_04-1.jpg

Новинкой в судостроении стало применение в новой «Комете» системы закрытия двери, как в пассажирских самолетах. На предыдущих моделях иногда заклинивало двери, так как судно при движении стоит на двух крыльях и изгибается при волнении. Чтобы этого не происходило, дверные проемы сейчас усилены, повысилась надежность конструкции. Также из самолетов в салон теплохода перекочевали комфортные кресла с откидными спинками и ремнями безопасности.

Еще одно преимущество «Кометы 120М» – это ее долговечность. Корпус сделан из прочных и легких сплавов алюминия, обработан современным покрытием, которому не страшна морская вода. Благодаря этому заявленный срок эксплуатации судна – 20 лет.

Kometa-120M_06-1.jpg

Скорость «Кометы 120М» составляет 65 км/ч. Это означает, что, например, из Ялты в Севастополь можно легко добраться за два часа. Учитывая возможные пробки в летний сезон, особенности местного рельефа и при этом высокий уровень комфорта «Кометы 120М», прогулка на подводных крыльях может стать наиболее приятным вариантом. 

На подводных крыльях по Черному морю

Для организации морских скоростных пассажирских перевозок на «Комете» в Азово-Черноморском бассейне в октябре 2017 года завод «Вымпел» учредил компанию ООО «Морские скоростные пассажирские перевозки». Открытие регулярного движения «Кометы 120М» состоялось 30 июля 2018 года. В торжественной церемонии приняли участие, в частности, председатель правительства России Дмитрий Медведев, глава Республики Крым Сергей Аксенов, губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников.

407ffe550f69210545a72d31fec55e1f.jpg
Фото: «Калашников»

Судно начало курсировать между Севастополем и Ялтой, совершая четыре рейса в день. За весь период навигации – август и сентябрь прошлого года – «Комета» перевезла около 23 тысяч пассажиров, что на 16% выше запланированных показателей. Свободных мест на каждом из совершенных 206 рейсов практически не было. «Комета» еще раз доказала очень высокую востребованность данного вида транспорта. Этим летом между Севастополем и Ялтой будут ходить уже две «Кометы», а значит, количество рейсов увеличится. Третью «Комету» обещают запустить между Ялтой и Феодосией.

Продажи билетов в этом сезоне начинаются 29 мая, а первый рейс из Севастополя в Ялту и обратно запланирован на 1 июня. Билеты на первые рейсы прошлого сезона были распроданы еще за неделю до отплытия, поэтому если в летних планах – путешествие на подводных крыльях по Черному морю, то стоит поторопиться.