Такой разный «КАМАЗ»

Такой разный «КАМАЗ»

Фото: Александр Уткин

Когда мы слышим слово «КАМАЗ», в голове сразу возникает образ мощных грузовиков, неутомимо преодолевающих бездорожье и огромные расстояния. Однако флагман российской автомобильной промышленности сегодня производит не только грузовой транспорт. КАМАЗ – это и современные электробусы, и дорожная техника, и заказы для Министерства обороны. На базе челнинских машин создаются автодома, различная спецтехника и даже беспилотники. Вот лишь несколько интересных примеров из всего многообразия современного применения «КАМАЗов».
 

Беспилотные «КАМАЗы»: колеса есть, водителя нет

Работа над грузовиками без водителей ведется КАМАЗом давно и сразу в нескольких направлениях. Во-первых, с прошлого года несколько цифровых магистральных тягачей КАМАЗ-54901 набираются опыта в доставке грузов по федеральной трассе из Санкт-Петербурга в Москву. Во-вторых, продолжается тестирование беспилотников на базе серийных автомобилей КАМАЗ-43118. Причем испытывают эти цифровые машины не где-нибудь, а сразу в самых жестких арктических условиях – на месторождениях в Ямало-Ненецком автономном округе. 

Беспилотные «КАМАЗы» выдержали испытание Арктикой
Фото: ПАО «КАМАЗ»

В прошлом году роботизированные «КАМАЗы» доставляли грузы по 140-километровой дороге-зимнику даже в такую погоду, когда водителям выезд просто запрещен. Помогали им в этом промышленный интернет, дублируемые системы связи и разнообразные сенсоры и датчики.

КАМАЗ разработал уникальный самосвал для автономной работы в карьере
Фото: ПАО «КАМАЗ»

Для работ в карьерах в автономном режиме совместно со специалистами МГТУ им. Н.Э. Баумана создан самосвал КАМАЗ-6559 (Юпитер-30). Разрабатывался он сразу для беспилотного применения, поэтому имеет футуристичный облик без кабины. Предназначен этот необычный «КАМАЗ» для вполне обычных дел − перевозки разрыхленной горной массы или руды, но при этом без присутствия людей в опасной зоне работы большегрузных машин и экскаваторов. На самосвале реализован челночный режим движения, когда он загружается и разгружается без разворотов и иных маневров. Такой подход экономит топливо и повышает эффективность машины. Грузоподъемность первого самосвала будущей линейки – 30 т, скорость – 56 км/ч.

photo_2024-04-04_15-20-06.jpg
Фото: ПАО «КАМАЗ»

Еще одна машина из будущего, которая за дизайн кабины уже получила прозвище «Робокоп», − КАМАЗ Атлант 49. Об этой модели пока известно немного. В ноябре прошлого года она «засветилась» при транспортировке в Научно-технический центр предприятия. В качестве базы для нового беспилотника выступает карьерный самосвал КАМАЗ-65805, разработанный для перевозки скальной и рудной породы. По словам конструкторов, он изначально создавался адаптированным под беспилотное применение. То есть на базовую модель достаточно установить элементы машинного зрения, сенсоров, связи и блок принятия решений, чтобы грузовик смог самостоятельно работать в карьерах без участия водителя.

«КАМАЗ-Арктика»: супервездеход для Крайнего Севера

Эта машина кардинально отличается от всего, что ранее выходило с конвейеров завода. Уникальный арктический вездеход «КАМАЗ-Арктика», созданный совместно с СКБ МАМИ и рядом вузов России, был впервые представлен в 2017 году.

КАМАЗ показал современную технику в Екатеринбурге
Фото: Александр Уткин

Арктический «КАМАЗ» сертифицируется как снегоболотоход и может выпускаться в двух колесных вариациях: 6х6 и 8х8. Заказчик может выбрать двигатель: V-образную «восьмерку» и рядную «шестерку». Коробка передач − только автоматическая. Максимальная скорость – 55 км/ч, грузоподъемность − 13 тонн. На больших колесах установлены широкие шины низкого давления, каждая весом четверть тонны. Поворот «КАМАЗа» выполняется за счет шарнирно-сочлененной рамы. Клиренс автомобиля – почти 0,7 м. 

Конструкторы позаботились об экипаже и оснастили новый вездеход полноценным жилым модулем, который позволяет команде существовать в автономном режиме не менее трех суток. В модуле есть три спальных места, кухня, душ, туалет, системы обеспечения и даже телевизор. Для защиты от насекомых предусмотрены кондиционеры. В базовую комплектацию арктического «КАМАЗа» входит кран-манипулятор, без которого на таком гиганте даже не заменить колеса.

КАМАЗ-6250: вездеходный автобус для газодобытчиков

Полноприводный автобус КАМАЗ-6250 для вахтовиков разработан по заказу «Газпрома». Это настоящий внедорожник для перевозки пассажиров: полноценный автобус среднего класса с каркасно-панельным монокузовом.

Оригинальный дизайн автобуса-вездехода рифмуется с грузовиками «КАМАЗ» новейшего поколения К5, общие черты есть у передней маски. В свою очередь, кузов автобуса базируется на шасси КАМАЗ-43502 (4×4), крупнотоннажного грузовика повышенной проходимости.

Вахту несут лучшие: автобус-вездеход КАМАЗ-6250
Фото: ПАО «КАМАЗ»

Вахтовый автобус по желанию заказчика может быть выполнен как в дизельном, так и газовом варианте, работающем на сжиженном или сжатом природном газе. Причем последний оснащается дополнительным набором опций – северное исполнение и увеличенный до 550 км запас хода.

Вместимость салона автобуса-вездехода – 32 пассажира. Есть вариант и с 23 пассажирскими местами, но оборудованный багажными отсеками. Автобус соответствует требованиям по безопасности при езде по бездорожью. Силовой каркас обеспечивает сохранность пассажиров при опрокидывании, установлены сиденья с трехточечными ремнями безопасности, а если кто-то забудет пристегнуться, у водителя загорится сигнал.
 

Автодом на базе «КАМАЗа»: все свое вожу с собой

Автодома на шасси «КАМАЗа» бывают разными – от самых простых кунгов для вахтовиков до премиальных квартир на колесах. На создании последних по индивидуальным проектам специализируется компания «ВолгаТрейд» из Нижнего Новгорода.

DSC06737.jpg
Фото: ГК «ВолгаТрейд»

В ограниченном пространстве фургона проектировщики, проявляя чудеса фантазии и эргономики, размещают все необходимое. Ключевые элементы любого такого автодома – кухня, спальня и санузел, а вот деталей и нюансов может быть очень много, все зависит от пожеланий заказчика. При этом все элементы рассчитаны на применение в дороге, а с учетом того, что это мощный «КАМАЗ» – и на бездорожье. Вести полностью автономную жизнь в доме на колесах можно несколько дней. Для зарядки на стоянках есть солнечные батареи и дизельный генератор.

DSC06857_HDR.jpg
Фото: ГК «ВолгаТрейд»

Премиум-автодом на базе КАМАЗ-43118 рассчитан на комфортное путешествие 2-4 человек. Здесь есть большая двуспальная кровать, раздельный санузел с душевой и просторная гостиная, трансформирующаяся в спальные места. В автодоме можно разместить все, что нужно для длительного путешествия с удобствами − холодильник, стиральную машину, микроволновку, газовую плиту, кондиционер и т.д. Забраться на таком автомобиле можно в самые дальние уголки нашей страны.