«Военная приемка» Ростеха

Фото: Антон Тушин

Госкорпорация Ростех объединяет около 800 предприятий, где трудятся порядка 800 тысяч человек. Здесь производят отечественные самолеты и вертолеты, как военные, так и гражданские, танки, артиллерию, реактивные системы залпового огня и технологии радиоэлектронной борьбы. К сфере компетенций Госкорпорации относится вся двигателестроительная отрасль, а также беспилотники, боеприпасы, стрелковое вооружение, оптика… Помимо этого Ростех отвечает и за самое сложное направление нашей промышленности – электронику. Передача «Военная приемка» телерадиокомпании «Звезда» побывала на предприятиях Ростеха и пообщалась с руководителями и ведущими специалистами Корпорации, отметившей в прошлом году 15-летие. 

«Мы ведь тоже на передовой»: о производстве оборонной продукции

Ростех – самое большое оборонное объединение страны, половина заказов в его портфеле, по словам генерального директора Корпорации Сергея Чемезова, приходится на государственный оборонный заказ. При этом, учитывая возросшие потребности российской армии, наиболее загружены предприятия боеприпасной отрасли.

«Это «Техмаш». Там объемы колоссальные. Начиная с февраля этого года объемы производств военной продукции выросли значительно. В некоторых случаях более чем в 50 раз», – сказал Сергей Чемезов.

Чтобы справиться с такими объемами, многим предприятиям Госкорпорации пришлось перейти на бесперебойную работу в несколько смен. «По сути, мы ведь тоже на передовой. У нас все предприятия работают в две, а то и в три смены, то есть круглые сутки, без выходных, без праздников. Мы работаем постоянно, чтобы обеспечить объем продукции, которую мы сегодня обязаны доставить в армию», – пояснил глава Ростеха.

К числу самых передовых военных разработок Госкорпорации можно отнести уже доказавший свою мощь ракетный комплекс «Кинжал», производство которого сейчас активно наращивается на предприятиях Госкорпорации, истребитель пятого поколения Су-57, РСЗО «Торнадо-С», беспилотники, доказавшие свою эффективность в реальных боевых действиях.

b8rlxhwux7kwz9hxflc12ty5vacpde4t.JPG
Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Предприятия Ростеха также выпускают, модернизируют и восстанавливают современную бронетехнику. Например, благодаря корпорации «Уралвагонзавод» российская армия обеспечена танками Т-90М «Прорыв», самоходными установками 2С19 «Мста», танками Т-80, тяжелыми огнеметными системами ТОС и даже колесной артиллерией.

«Сегодня Уралвагонзавод работает круглосуточно. Вообще, я считаю, что это на самом деле серьезный вызов, и люди реагируют на него очень адекватно, ответственно. У нас в сборочном цеху, известном 130-м на Уралвагонзаводе, сегодня 12-часовые рабочие смены. В 8 утра человек пришел за станок, собирает танк, в 8 часов вечера ушел. Следующая пришла смена: в 8 вечера заступила – в 8 часов утра уходит. И это уже продолжается достаточно долго», – рассказал о работе предприятия генеральный директор АО «Концерн Уралвагонзавод» Александр Потапов.

К перспективным разработкам относится и БМП с боевым модулем «Синица» от ВНИИ «Сигнал» холдинга «Высокоточные комплексы». Отличительная черта этой боевой машины пехоты – в системе управления: машина работает без пилота. Такая метаморфоза не делает машину менее боеспособной, это все та же грозная БМП, послушная руке оператора, способная умело маневрировать, обходить препятствия и поражать противника на поле боя.

vqku0ri54d1hk5a3v3z0g4hb7gyezpfm.jpg
Фото: Уралвагонзавод

Наконец, в структуру Ростеха входит всемирно известный концерн «Калашников», выпускающий помимо стрелкового оружия скоростные катера и зенитные управляемые ракеты, а также боевые беспилотники «Куб» и «Ланцет», чрезвычайно востребованные сейчас в российской армии.

По словам первого заместителя генерального директора Госкорпорации Ростех Владимира Артякова, концерн оперативно отреагировал на запросы российских военных и приступил к производству широкой линейки беспилотных летательных аппаратов: малых, ударных и разведывательных.

«На сегодняшний день мы, по сути дела, делаем полную сборку, в том числе из своих комплектующих. Что-то замещаем, что-то поставляем извне, но в перспективе будем все делать у себя. Для этого все есть: люди, производство, как и самое главное человеческое качество – умные головы, которые есть на «Калашникове», – отметил Владимир Артяков. 

«Много людей спасаем благодаря нашей авиационной службе»: о проектах в области гражданской авиации

Впрочем, сконцентрировавшись на продукции оборонного значения, Ростех не забывает и о гражданском направлении, и здесь, по мнению Сергея Чемезова, прежде всего нужно сказать об отечественных самолетах МС-21 и «Суперджет New», полностью состоящих из комплектующих российского производства.

«Для нас, как для производителей авиационной техники – это шанс. Шанс выйти на рынок, на свой собственный рынок и занять его. С учетом того, что и Boeing, и Airbus ушли с нашего рынка. Здесь нам нужно будет сразу подставить плечо нашим авиакомпаниям и начать производство. С 2024 года мы начнем серийно производить наши самолеты и к 2030 году должны произвести более 500 различного типа самолетов», – уточнил он.

Таким образом, перед отечественными авиастроителями стоит непростая задача, тем более с учетом санкций, с которыми, по словам генерального директора Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха Юрия Слюсаря, «мы впервые столкнулись тогда, когда по абсолютно гражданскому проекту самолета МС-21 нам была прекращена поставка композитов».

«Именно тогда мы поняли, что надо разворачивать полномасштабную программу импортозамещения всех гражданских самолетов, и МС-21, и «Суперджета». То, что мы планировали завершить в 2025-2026 году, сейчас фактически все работы должны быть завершены в 2023-2024-м. Это, конечно, серьезный вызов. Но успеваем, действуем по графику», – пояснил он.

Помимо производства непосредственно самих самолетов, Ростех занят и выпуском двигателей для них: ПД-8 для «Суперджета» и ПД-14 для МС-21. За выпуск двигателей в составе Ростеха отвечает Объединенная двигателестроительная корпорация. Здесь делают двигатели не только для авиации – самолетов и вертолетов, но и газотурбинные установки различной мощности, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты. В частности, на санкт-петербургском предприятии «ОДК-Климов» полным ходом ведутся работы над новым двигателем ВК-650В, налажен выпуск вертолетных двигателей семейства ВК-2500, и количество заказов только растет.

4356ddc7f31e281f6de3b8734a933e71.jpg

«С точки зрения гражданской авиации, здесь объем заказов кратно увеличился. И это как раз тот вызов, который нам предстоит решить в ближайшие пару лет. Это кратный выпуск нашей продукции в целом», – рассказал директор по производству «ОДК-Климов» Кирилл Терентьев. По его словам, только за последний год на производство набрано уже более 300 человек. «В целом, наверное, цифра перевалила за 600. Причем если раньше мы действительно искали специалистов даже узких специальностей, и это был такой диалог и предмет торга, то сейчас мы получили, скажем так, такой эффект, что мы даже можем выбирать», – добавил он.

Еще одним проектом Ростеха в сфере гражданской авиации является Национальная служба санитарной авиации, организованная в структуре Госкорпорации. По заключенным контрактам Ростех регулярно поставляет заказчикам современные вертолеты – «Ансат», Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1 холдинга «Вертолеты России». Служба создана относительно недавно, пять лет назад, но за это время показала высокую эффективность – более 20 тысяч сохраненных жизней. Только в прошлом году вертолеты Национальной службы санитарной авиации совершили около 7 тыс. вылетов и эвакуировали более 8 тыс. пациентов.

4c21ad3ba4963f89add2215aef54ba64.jpg

«У нас ведь страна огромная, особенно Сибирь, Дальний Восток. И оказать медицинскую помощь с помощью автомобиля или лодки, катера невозможно, потому что добраться за тысячу километров до какой-то деревни можно только на вертолете. Очень много людей спасаем благодаря нашей авиационной службе», – объяснил Сергей Чемезов.

Структура организована в форме частно-государственного партнерства, то есть создана совместно с частным капиталом.

По словам Сергея Чемезова, еще недавно в Госкорпорации выпускалось 150-160 вертолетов в год, но интенсификация производства позволяет выйти на темп порядка 300 машин в год. Отметим, что российская вертолетная техника пользуется спросом и за рубежом и активно закупается иностранными партнерами. 

«Для «гражданки» требуется расширение производства»: о решении задач в сфере микроэлектроники

Ростех вносит весомый вклад и в развитие микроэлектроники, одного из самых сложных, но при этом и самых важных направлений отечественной промышленности.

«Это, конечно, самое узкое место для всей промышленности, потому что сегодня микроэлектроника используется практически везде, начиная от гражданской продукции и заканчивая военной. Для военной мы уже сами производили достаточно большое количество, которое закрывает всю потребность. Но вот для «гражданки», конечно, требуется расширение производства», – подтвердил Сергей Чемезов.

За последние шесть лет специалисты Госкорпорации провели около 170 опытно-конструкторских работ и заместили уже около 1300 образцов электронно-компонентной базы. Кроме того, одним из шагов на пути к цели, по словам Сергея Чемезова, стало объединение предприятий, работающих в области микроэлектроники, и создание частно-государственной компании «Элемент». 

гироскоп.png

Еще одним доказательством того, что Ростех справляется с поставленной задачей, может служить ВНИИ «Сигнал», где превращают БМП в беспилотники. Здесь функционирует специальный трехосный стенд для калибровки испытаний гироскопических приборов. Благодаря таким гироскопам танк, например, способен на скорости вести четкий прицельный огонь даже на пересеченной местности.

«Такие стенды на самом деле можно увидеть на паре предприятий в России. У нас их  три, – утверждает главный конструктор ВНИИ «Сигнал» Сергей Курдубанов. – Наши гироскопы стоят в объектах бронетехники, и на большой скорости передвижения техника испытывает удар и ускорение. На все эти воздействия мы должны испытать у себя на территории предприятия».


«Это самое современное производство в мире»: о работе КАМАЗа

Отдельно глава Госкорпорации рассказал о лидере отечественного грузового автомобилестроения КАМАЗе: «КАМАЗ сегодня – одна из самых передовых, я бы даже сказал, в Европе автомобилестроительных компаний. Там все автоматизировано. Вот, допустим, производство кабин – всё делают роботы: сварка, покраска, проверка швов и так далее».

Того же мнения придерживается и генеральный директор ПAO «КАМАЗ» Сергей Когогин: «Это самое современное производство в мире, и это не мое только мнение, это было мнение наших акционеров – Daimler. Мы занимались с основными фондами – это здание, сооружение; они занимались технологией. Вот там у нас получилось соблюсти принцип, что роботов в смену больше, чем людей», – пояснил руководитель автогиганта.

6f1d2c6462889d80d31efda83142f7bb.jpg

Как отметил Сергей Чемезов, после ухода иностранных партнеров на предприятии была проведена большая работа по локализации ключевых элементов – двигателя, коробки передач, и на сегодняшний день новый грузовик локализован на 90%.

Помимо производства современных грузовиков, компания выпускает электробусы, которые уже не первый год перевозят пассажиров в столице; занимается созданием беспилотников на электрической тяге. Наконец, один из самых известных брендов предприятия – команда «КАМАЗ-мастер», бессменный победитель самого престижного автомарафона «Дакар». 

«Нужно спасать оборонку»: зачем создавалась Госкорпорация Ростех

Основной задачей Ростеха на ближайшие несколько лет Сергей Чемезов считает продолжение работы по обеспечению армии современным вооружением, даже вне зависимости от того, закончится военная операция или нет.

7hlepfhfi6vlj4lf914i3yd40s2ue9ks.jpg

Как видим, Ростех, образованный в 2007 году, за 15 лет своего существования уже добился немалого и имеет четкие перспективы на будущее. На вопрос, зачем же все-таки была организована Госкорпорация, Сергей Чемезов ответил так: «Дело в том, что 15 лет назад я работал в «Рособоронэкспорте» и знал промышленность. И я уже видел, что приходит время, когда мы многое уже произвести не сможем. Средств, чтобы развивалось то или иное предприятию, к сожалению, у них не хватало. Бюджетных средств тоже не было. Гособоронзаказ практически был равен нулю. Выживали только за счет экспорта. Видя все это, я пришел к президенту и сказал: «Владимир Владимирович, нужно спасать оборонку. Нужно собрать все, что осталось сегодня у государства, государственную собственность, и объединить в одну структуру». То есть если бы мы на тот период не создали корпорацию, сегодня бы уже некому было производить ни самолеты, ни вертолеты, ни ракеты».

Смотрите программу «Военная приемка» на телеканале «Звезда»